ИВАН ЩЕРБАК: Талантливые дети и передовые технологии

ИВАН ЩЕРБАК
РЕКЛАМА
SASHA KIM

Ассоциация лауреатов конкурса Чайковского — старейшая общественная организация в России. Она была учреждена в 1990 г. по инициативе Заслуженного работника культуры Российской Федерации Андрея Щербака, возглавившего ассоциацию в должности генерального директора, а также великих музыкантов, Народных артистов СССР, лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского Ирины Архиповой, Натальи Шаховской, Льва Власенко, ставшего первым Президентом — музыкальным руководителем Ассоциации, и Виктора Третьякова, занимающего эту должность в настоящее время. Наш журналист встретился с заместителем генерального директора ассоциации Иваном Андреевичем Щербаком.

Ассоциация лауреатов конкурса Чайковского имеет статус общественной. За последние три с половиной десятка лет было создано множество таких организаций, большинство из них прекратило свое существование. В чем заключается деятельность вашей ассоциации, в чем секрет её долголетия, на какие ресурсы она опирается?

В связи с общественным, некоммерческим статусом организации мы все эти годы занимаемся проектами. В начале «нулевых» мы издавали газету «Музыкальная элита» и сейчас планируем перезапускать информационный ресурс в формате интернет-издания. Попутно мы надеемся, что у нас хватит сил и на какое-то «физическое», возможно, ежеквартальное бумажное издание в стиле Lifestyle. Основной наш проект — Международный юношеский конкурс Чайковского. Сегодня это крупнейшее в мире независимое соревнование молодых академических музыкантов. Конкурс проводится по трем специальностям: «фортепиано», «скрипка» и «виолончель». Разумеется, со временем мы собираемся расширить конкурс: для начала добавить балетную номинацию и, может быть, композиторов. Так что планы развития проекта грандиозные.

Давайте подробнее остановимся на юношеском конкурсе. В чём его специфика, каковы перспективы?

Отличительная черта Международного юношеского конкурса Чайковского — его широкая география. Он проводится в разных странах, так задумывалось изначально. Первый конкурс проходил в 1992 году, и с тех пор он путешествует по миру. За это время конкурс был проведен 11 раз, причём несколько раз в России — в Москве, в Санкт-Петербурге, в Новосибирске и несколько раз за рубежом — в Японии, в Китае, в Южной Корее и в Швейцарии. Следующий конкурс мы планируем провести либо во Вьетнаме, либо в Китае. Члены жюри конкурса — самые известные и почитаемые музыканты со всего мира.

Международный юношеский конкурс Чайковского громко заявил о себе прямо со старта, ведь его лауреатом стал выдающийся Ланг-Ланг — сегодня, наверное, самый известный пианист в мире. Наш конкурс оказался единственным соревнованием, в котором он стал победителем, после чего сразу перешел в разряд мировых звёзд. Кстати, все лауреаты первого и второго конкурсов — нынче всемирно известные музыканты. Успешно выступают у нас не только зарубежные, но и отечественные музыканты. Так, на последнем конкурсе, проходившем в 2022 году, из шести финалистов номинации «виолончель» четверо были россияне, хотя они принимали участие на общих основаниях и проходили отбор, как все остальные.

Одно из направлений деятельности ассоциации — образовательное. В частности, недавно была основана «Академия „Чайковский“». Что собой представляет эта организация, каковы её цели?

Действительно вот уже более 30 лет одним из основных наших направлений является образовательная деятельность. Кстати, сам юношеский конкурс Чайковского изначально имел образовательную составляющую. В его рамках обязательно проводились и проводятся мастер-классы и открытые уроки. Однако особую актуальность образовательная деятельность приобрела в настоящее время. Посудите сами, ведь мы все помимо воли представляем себе Россию как мощный бренд, который состоит из ряда младших брендов — это наш Президент, фундаментальная наука, природные ресурсы, военно-промышленный комплекс… Но самый сильный и, наверное, самый востребованный бренд нашей страны — это культура и, в частности, музыкальное образование. Исходя из таких предпосылок мы занялись этой деятельностью. В частности, вот уже более 20 лет мы реализуем уникальный проект: курс Московской Консерватории в Университете Курасики Сакуйо в Японии. В университете постоянно работают наши профессора, а японские студенты по завершении обучения на родине приезжают в Россию и уже здесь завершают профессиональное образование. Логичным продолжением здесь стала разработка нового проекта — «Академия „Чайковский“». В наших планах учредить академию как отдельное юридическое лицо и таким образом расширить масштаб нашей образовательной деятельности.

Как работа академии выглядит на практике?

На постоянной основе мы проводим уроки как частная музыкальная школа, только школа очень высокого уровня. Уроки проводятся здесь, на Арбате, в Доме актера, кроме того, наши профессора и педагоги оказывают образовательные услуги на дому. Также мы уже более 10 лет занимаемся дистанционным образованием.

Я хорошо представляю себе, как можно выучить с десяток аккордов на гитаре, просматривая видеоролики в Интернете. Но о дистанционном классическом музыкальном образовании у меня не хватает воображения. Если можно, расскажите об этом подробнее.

Начну с того, что Россия — страна большая, но высококвалифицированных педагогов не так много, как хотелось бы, и все они — люди занятые. Учитывая это обстоятельство, мы с 2012 года начали заниматься профессиональным дистанционным музыкальным образованием. Я нарочно сделал акцент на слове «профессиональное», поскольку для музыкального образования и в особенности для профессионального дистанционный формат не очень подходит, ведь в музыке важен живой звук. И здесь нас выручил замечательный музыкальный инструмент дисклавир. На первый взгляд это обычный акустический рояль высокого класса, который ничем не отличается от других роялей: в нем те же струны и те же клавиши. Однако там установлено электронное оборудование, которое позволяет проводить уроки в режиме реального времени в дистанционном формате. То есть если я в Москве нажму на клавишу этого инструмента, в тот же момент та же клавиша с той же атакой нажмётся на таком же инструменте, расположенном в Японии, в Бразилии или в Канаде. Для дистанционных уроков мы используем именно этот инструмент. Между прочим, проект профессионального дистанционного музыкального образования в свое время был отмечен грантом Президента и включен в список ста проектов общенационального значения.

В «Академии „Чайковский“» мы, разумеется, специализируемся на классической музыке, но у нас есть замечательные педагоги, в том числе и по классу гитары, и по эстрадно-джазовому вокалу. «Академия „Чайковский“» — глобальный проект. Он нацелен на то, чтобы предоставлять наши образовательные услуги заинтересованным российским и зарубежным молодым музыкантам на самом высоком уровне. Кроме того, я полагаю, что благодаря развитию проекта немало наших выдающихся педагогов вернутся из-за рубежа, где сейчас им предлагают лучшие финансовые условия. Для этого у нас есть творческая и организационная компетенции, большие амбиции и понимание важности культуры на государственном уровне. Кроме того, мы ожидаем, что получим поддержку и из других источников.

И Юношеский конкурс Чайковского, и Академия — проекты интернациональные. Однако понимают ли до конца зарубежные исполнители музыку русских композиторов? Выдающийся российский музыкант и педагог Владимир Спиваков утверждает, что на стиль исполнения, на его духовное наполнение сильное влияние оказывает язык, на котором говорили и думали композитор и исполнитель. Поэтому сочинения русских композиторов лучше исполняют русские музыканты, в итальянской опере нет равных итальянским певцам, а джаз в полной мере подвластен американцам.

Полностью согласен. Именно поэтому студенты Университета Курасики Сакуйо, с которыми занимаются наши педагоги, учат русский язык. Потом они приезжают в Россию и продолжают его учить. Понимать русскую классическую музыку без понимания языка очень сложно. Общеизвестно, что у организации Россотрудничество имеются русские культурные центры за рубежом. Обычно это прекрасные особняки, расположенные в центрах мировых столиц. Основной задачей Россотрудничества всегда было продвижение русского языка за рубежом, а язык невозможно продвигать в вакууме: его учат, чтобы общаться, работать, учиться, читать книги, слушать музыку. Мы надеемся, что проект дистанционного образования сможем в дальнейшем реализовывать на базе культурных центров Россотрудничества.

Лауреатами юношеского конкурса обычно становятся музыканты 15 — 17 лет, без пяти минут сложившиеся профессионалы. Задумывались ли вы над тем, чтобы организовать соревнование для детей младшей возрастной категории?

Как раз для этой цели мы планируем запустить проект, который будет называться «Чайковский дебют». Если традиционный юношеский конкурс приглашает к участию ребят до 17 лет, то новый рассчитан на детей помладше, до 13 лет. Он будет отличаться более низким уровнем входа, что подразумевает сравнительно простую и короткую программу. Конкурс предполагается проводить ежегодно, одновременно в разных регионах мира.

Каким образом вы находите или, лучше сказать, открываете талантливых детей? Как вы получаете информацию о том, что где-то появился перспективный ребенок?

Все дети талантливы, однако решение сделать из ребенка профессионального музыканта в 99 случаях из 100 принимают родители. Если папа и мама решились на такое, то профессиональное обучение надо начинать с 4 — 5 лет, и это ежедневная изнурительная тяжелая работа. Определить же перспективного ребенка нам помогает давно существующая система музыкальных школ, отборов и конкурсов разного уровня. Юношеский конкурс Чайковского — соревнование самого высокого уровня. Он состоит из трех туров: первые два подразумевают сольное 30-минутное выступление, третий — концерт с симфоническим ­оркестром. А это, согласитесь, очень серьезная нагрузка. Конкурс завоевал настолько солидную международную репутацию, что нам не нужно искать перспективных молодых исполнителей, они приходят к нам сами. Кстати, наши двери открыты для всех, и основной задачей Ассоциации лауреатов конкурса Чайковского является поддержка талантливых музыкантов. Поэтому мы прослушиваем всех, и самое плохое, что может случиться, — родители умерят свои амбиции, получив наши рекомендации.

Когда вы рассказывали о дистанционном профессиональном обучении, я подумал, что, как это ни парадоксально, современные информационные технологии проникли и в такую консервативную сферу, как академическая музыка.

Вы будете удивлены, но использование передовых решений помогает нам начинать новые проекты, например, онлайн-конкурс. Разрабатывая концепцию и платформу для его проведения, мы хотели воспользоваться преимуществами и возможностями, которые предоставляет онлайн-формат. Первое преимущество — отсутствие временных ограничений, конкурс будет проходить непрерывно. Второе преимущество — практически неограниченное число участников, доступность для любых музыкантов. Третье — конкурс будет справедливым. Совместно с нашими партнерами, компанией «Прайм групп», мы разработали платформу, которая будет случайным образом распределять музыкантов по группам в пределах возрастной категории. Точно так же случайным образом для каждой группы участников должен определяться состав членов жюри. При этом члены жюри не будут знать, кто из коллег окажется в той же группе, а конкурсанты не будут знать, кто именно их судит. Такой конкурс должен стать самым открытым, прозрачным и честным.

Слушая вас, я подумал, что в ассоциации работают исключительно изобретательные, креативные люди.

Это правда. С самого начала мы старались разрабатывать и воплощать в жизнь необычные, яркие, сильные проекты. К примеру, несколько лет назад мы проводили первый и, насколько я знаю, единственный концерт в режиме реального времени: из павильона «Космос» на ВДНХ наши музыканты играли концерт для космонавтов, находящихся на орбите. Около 10 лет назад наши специалисты восстановили, пользуясь научными достижениями, последнюю недописанную симфонию Петра Ильича Чайковского «Жизнь», с которой мы с успехом гастролировали в нашей стране и за рубежом. Сейчас мы начинаем еще один проект, который пока носит рабочее название «Открытая филармония». Он заключается в горизонтальном объединении музыкантов разных уровней, в первую очередь это коснется юных исполнителей. Талантливых молодых, но пока неизвестных музыкантов много, и пробиться к широкой аудитории им невероятно тяжело. «Открытая филармония» позволит осуществить поддержку юных музыкантов со стороны ведущих российских филармоний.

А вы задумывали еще какой-нибудь проект, базирующийся на перспективных технологиях?

Не только задумывали, но и находимся на стадии его осуществления. Проект, с которым мы недавно выиграли грант Президента Российской Федерации, называется «Настройся на классику». Проект нацелен на популяризацию классической музыки и в первую очередь — музыки русских композиторов среди учащихся общеобразовательных школ. Идея заключается в том, чтобы войти в резонанс с некоторыми яркими, сильными эмоциями, которые школьники испытывают чаще всего. Наши талантливые художники создали постеры со стилизованными изображениями шести великих русских композиторов. На каждом постере размещен QR‑код и для каждого мы подобрали наиболее яркие, «хитовые» отрывки длительностью 4 — 6 минут из великих произведений, которые без сомнения у людей на слуху, но далеко не все знают, кто сочинил мелодию — Чайковский или Рахманинов, Мусоргский или Глинка. Эти постеры с соответствующими рекламными слоганами планируется разместить в школах и на расположенных рядом автобусных остановках. Ребенок сможет отсканировать QR‑код и познакомиться с наследием великих русских композиторов. Наша задача — аккуратно, доступно, интересно донести до ребят классическую музыку.

Я знаю, что вы не теряете связь с лауреатами юношеского конкурса и регулярно привлекаете их к участию в различных мероприятиях.

Вы не совсем правы: не мы их привлекаем, а они сами, узнав о планируемом концерте или фестивале, стремятся принять в нем участие. Например, в этом году мы собираемся провести Международный молодежный фестиваль Чайковского. Он пройдет в Москве, в Санкт-Петербурге и в Клину. Везде нам будут предоставлены лучшие залы: в Москве — Большой зал Консерватории и зал Филармонии, в Клину — дом-музей Чайковского. Такие фестивали выводят общение с нашими лауреатами на совершенно иной, дружеский уровень. Кроме того, мы совместно с партнерами собираемся провести фестиваль в Италии. Кстати, среди организаторов фестиваля — лауреат одного из предыдущих конкурсов. Поскольку ассоциация связана с именем Петра Ильича Чайковского, многие наши проекты посвящены именно ему. Кроме того, Петр Ильич, как известно, любил путешествовать, побывал в разных европейских странах, в том числе и в Италии. Так что выходит прямая логическая связка. Ежегодно мы проводим живые Рождественские концерты, в которых участвуют наши партнеры из Казахстана, Кореи, Японии, США.

текст:
Александр Лосев
фото:
Дмитрий Бабушкин
и архивы пресс-служб