Кино своими руками

Кино своими руками
РЕКЛАМА
Лапино

Как создать свой собственный фильм? В летней киношколе для детей и подростков Filmmaking Teens, организованной Московской школой кино и компанией Disney в России, можно не только почувствовать атмосферу киноиндустрии, но и окунуться в работу с головой: научиться писать сценарии к фильмам, освоить навыки актёрской игры, съёмок и монтажа, раскадровки, записи звука и подбора музыки. Здесь можно познакомиться с кинопрофессиями изнутри, поучаствовать в питчинге идей (презентации кинопроекта с целью нахождения инвесторов) и, конечно, снять свой первый мини-фильм!

На экране кинозала демонстрируют короткометражные фильмы, созданные выпускниками одной из лучших киношкол для детей и подростков в Москве. Профессиональный уровень юных кинолюбителей приятно поражает. Видно, что с ребятами работали высококлассные педагоги. В фильмах в основном затронута тема развития личности подростка в современном мире. Невероятно интересно узнать их взгляд на современные проблемы: чем интересуются, что беспокоит, чего хотят добиться в жизни. И этот смотр как нельзя лучше раскрывает ребячьи души. Бэкстейджи со съёмок (визуальное закулисье творческого процесса) позволяют узнать много нового о процессе производства фильма – от сценарного замысла до его вывода на большой экран.

Мы представляем интервью с Викторией Сид, куратором по актёрскому мастерству киношколы Filmmaking Teens.

Виктория, добрый день. К вам в школу приходят подготовленные ребята? Необходимо заранее посмотреть определенные фильмы и прочесть специальную литературу?

Да. Предварительно высылается программа обучения и списки книг и фильмов, рекомендованных к просмотру. Обучение в школе представляет собой цикл практических занятий, который позволит начинающим авторам овладеть необходимым любому сценаристу инструментарием и создать первую короткометражку. Каждый ребёнок сможет придумать свою историю, заразить ею других, защитить её, «сколотить» группу и снять фильм.

Расскажите, с чего начинается обучение в вашей школе?

Всё начинается с поиска идей для сценария. На первое занятие ребята приходят либо с идеей фильма, либо с готовым сценарием. Они узнают о кинопроизводстве и о том, что происходит на съёмочной площадке. Далее, в течение трёх дней педагог по сценарному искусству и основам драматургии объясняет основные принципы работы над сценарием и его композиционным построением и начинает работать с детьми. На третий день каждый ребёнок представляет на суд общественности сценарий и защищает проект.

Как происходит защита проекта?

Все, обучающиеся в школе защищают проект следующим образом. Ребёнок озвучивает сценарий, представляет перед ребятами и педагогами своё видение будущего фильма: как будет происходить съёмка, сколько человек нужно для фильма, объясняет мизансцены, какой понадобится реквизит. Главное, ребята рассказывают каждый свою историю, из которой становится понятно, что нужно для съёмки фильма.

Сколько всего сценарных работ было представлено к защите? И по какому принципу выбираются сценарии для съёмок фильма?

Всего представлено девятнадцать работ. Из них, исходя из локаций и количества актёров, было отобрано четыре (пятая – дополнительная), которые можно снять. Объясню. То есть у кого-то есть гениальная история, но она суперсложная. Для съёмки фильма в детской школе кино предпочтительны интересные, но простые истории – те, которые можно снять за один день. Далее, куратор разбивает ребят на группы и с этого момента процесс подготовки фильма осуществляет команда. Режиссёрами в каждой команде становятся авторы отобранных сценариев. Также в группе работают помощник режиссёра («хлопушка»), оператор, актёры, художник-постановщик, звукорежиссёр, монтажёр. Конечно, мы учитываем желание ребёнка – каждый выбирает дело по душе.

Виктория, интересно узнать, как происходят съёмки фильма? Какова роль «хлопушки» в съёмочной группе и насколько она важна?

Чтобы во время монтирования кадров не отсматривать, скажем, десять дублей, а брать сразу лучший, как раз и нужен помощник режиссера – «хлопушка». Он – важный человек в съёмочной группе. Режиссер принимает решение – кадр хороший, а «хлопушка» его записывает и передает монтажёру. Ну а как инструмент, пожалуй, только хлопушка, или нумератор, в отличие от камер, световой или звукозаписывающей техники, за всю историю развития кинематографа не претерпела глобальных структурных изменений.

Ребята самостоятельно снимают фильм? Им кто-то помогает?

К каждой команде прикреплен куратор. Ребята снимают сами, но педагог-куратор помогает и присутствует в съёмочные дни. Всё происходит абсолютно «по-взрослому». Наша детская школа – это не развлечение во время съёмок. Это полноценный процесс создания короткометражного фильма, который предполагает, что дети освоят за короткое время учёбы весь спектр кинопроизводства, после чего они смогут самостоятельно сделать фильм. Мы ставили их в условия реального времени, чтобы они понимали, насколько это сложный и ответственный процесс, к которому нужно тщательно готовиться и продумывать всё до мелочей. Они должны понять, что в противном случае выход фильма не состоится.

Сколько дней выделяется непосредственно на съёмку фильма?

По правилам, установленным в детской школе кино, на съёмку фильма выделяется один съёмочный день с 12 до 17 часов. Поэтому перед ребятами стоит серьёзная задача – уложиться в отведённое на съёмочный процесс время. Ребята должны понимать, что, если ко дню съёмок не будет подготовлено всё, до мельчайших деталей, они поставят под угрозу весь фильм. Вот, например, при съёмках большого кино, съёмочный день может длиться до 23 часов. И дополнительное съёмочное время стоит дорого – 100–200 тысяч рублей в час. То есть переработка стоит продюсеру значительных затрат. Этого быть не должно. Если продюсер понимает, что переработка может быть, то это заранее обговаривается.

На чем строится процесс обучения? Какого рода советы Вы давали?

Процесс строился на самостоятельности ребят. Мы не говорили, что нужно сделать, а задавали им вопросы, чтобы ребята самостоятельно принимали решения. Ответы на вопросы они находили сами. Какой реквизит нужен? Где будет проходить съёмка? Сколько нужно актеров? Какова расстановка мизансцен? Если вначале кто-то из ребят пришел снимать ролик для развлечения, то вскоре все поняли, что все по-взрослому, они входят в абсолютно профессиональную среду и от каждого из них зависит полученный результат.

У них были разочарования? Насколько легко они осваивали новые навыки?

Нет, разочарований не было. Большинство ребят впервые услышали о кинопроизводстве и смогли опробовать его разные этапы в нашей киношколе. И в том числе профессиональные программы, которые они использовали при монтаже. Когда они только начинали обучение, у них спросили: «Вы знаете, что такое Adobe Premiere?» Многие из них удивлённо смотрели, а уже на следующий день со знанием дела в этой программе монтировали кадры. Они очень быстро учатся. Поскольку они работают в команде, то помогают, дополняют знания друг друга, моментально схватывают, осваивая всё новое.

С какими трудностями столкнулись педагоги, работая с ребятами?

До юных режиссёров труднее всего было донести мысль, что не стоит стараться участвовать во всех процессах съёмки. Нам как кураторам нужно было объяснить ребятам, что фильм получится, если они будут уметь слышать друг друга, уметь договариваться и выполнять каждый свою задачу. А также разъяснить, что режиссёру не следует браться за камеру или хлопушку, то есть браться за всё, – нужно уметь делегировать обязанности. Основная задача режиссёра – организовать рабочий процесс, быть внимательным, тщательно выстроить режим дня. Нельзя тянуть одеяло на себя. Съёмка – это работа команды, и от того, как члены команды будут справляться с поставленными задачами, от их профессионализма, будет зависеть качество фильма. Для ребят это был этап взросления, очень хороший опыт, настоящий трамплин для каждого члена команды.

Часто приходилось доказывать, почему надо что-то изменить в сценарии или сделать что-то иначе в процессе съёмки, и объяснять, как это повлияет на исход фильма. Порой это было нелегко, так как у ребят было собственное представление на этот счёт. Но в процессе работы они понимали, что надо прислушаться, что-то поменять, и вопросы отпадали сами собой. У нас с ними не было ни скандалов, ни повышенных тонов. Это был абсолютно взрослый процесс, на равных, когда дискуссия переходила в адекватный, здоровый спор.

Сколько времени ребята заняты в киношколе Filmmaking Teens?

В течение двух недель ребята занимались с 11 до 17 часов. Но на этом процесс работы над фильмом не заканчивался. После школы они общались в общем чате, который создали для решения текущих вопросов. В течение рабочей недели ребята и в школе и дома делились впечатлениями, советовались, переписывались. Родители рассказывали нам, что за эти две недели дети днём пропадали в киношколе, а вечером – оттачивали приобретенные навыки, осваивая новые программы, дискутировали и вели обсуждения с членами команды. Родители были счастливы такой вовлеченностью детей в учебный творческий процесс. Они старались добиться цели в том деле, которое каждый выбрал себе по душе, будь он актёр, режиссёр, оператор, звукопостановщик, монтажёр или художник.

Как происходило обучение актёрскому мастерству?

В программу школы входит два с половиной часа актёрского мастерства, за это время следует объяснить основы актёрского мастерства и дать попробовать овладеть им. Нужно донести, что для актёра необходим тренинг перед выступлением, что это обязательная вещь, такая же важная, как планирование в кино, потому что актёр должен подготовить свой аппарат – свое тело, голос, дыхание. Это психофизический тренинг. Следует рассказать, зачем нужен актёр в кадре, какая у него при этом цель, задача, сверхзадача. Когда актёр работает в кадре, он выполняет действия для достижения цели, у него появляются препятствия и, соответственно, возникает конфликт. Актёр либо добивается цели, либо нет, и что он делает в этих случаях. Вот обо всём об этом мы и беседовали. А еще о том, что, прежде чем войти в кадр, актёр должен ответить себе на эти вопросы.

В процессе обучения актёрскому мастерству очень важна импровизация. При работе мы использовали технику Сэнфорда Майзнера – одного из известных американских преподавателей актёрского мастерства, методика которого легла в основу обучающих программ по актёрскому мастерству в университетах по всему миру. Данный метод подготовки, разработанный на основе системы К.С. Станиславского, включает уникальные упражнения для развития способности к импровизации и открытию эмоций, ощущению текущего момента.

Мы разъяснили ребятам, что актёр существует в кадре, что есть разные ракурсы, показали им, как киноактёр должен вести себя в кадре, как работать на общем, крупном и на среднем планах. Объяснили, почему не стоит кричать на 25-й ряд, что можно сказать шепотом, выразительно глядя в камеру, на партнера, и что, если идет крупный план, нельзя мельтешить как в театре.

На смотре фильмов было видно, что ребята-актёры отлично справились с поставленными перед ними задачами, впитали методику актёрского мастерства, работали на камеру как профессиональные актёры.

Виктория, что из своего актёрского опыта Вы передали ребятам? Чему хотелось их научить?

Из актёрского мастерства хотелось больше дать техники. Было важно, чтобы они ответили для себя на базовые вопросы: «Что я хочу?» и «Что я буду делать?» На начальном этапе этого достаточно, чтобы войти в кадр, а режиссёр уже подскажет, что делать дальше. Нужно было рассказать и показать важность партнёрства, объяснить, что актёр не должен быть сам по себе в кадре, на площадке. Дать понять, что партнёр – это его дополнительный инструмент.

Я научила ребят разным актёрским хитростям, техникам. Поделилась своими секретами, например, как можно быстро заплакать в кадре, применяя сначала техническую часть, а потом добавляя эмоциональную. Чисто на эмоциях начинающему актёру очень трудно заплакать, тем более что, когда ты в кадре, – это стрессовая ситуация, и потом из нее трудно выйти. К сожалению, эта методика мало кому известна и мало кто из актёров её использует. Я училась у Ингеборги Дапкунайте и Алексея Попогребского, которые мне дали очень многое. И теперь я поделилась своим багажом знаний с ребятами, которые пришли к нам учиться в школу кино.

«Я всё смогу!» – послышался из зала победный крик учащихся детской киношколы телевидения и кино Filmmaking Teens, который помогал ребятам преодолевать трудности. Да, у ребят была одна и та же цель – создание фильма, но каждый шёл к ней своим путем и добивался её по-своему. Как сказал один из кураторов школы: «Дети, которые к нам пришли, начитаны и знают гораздо больше, чем мы в их возрасте. Не ограничивайте их. Пусть они созидают, пусть они развиваются. Главное, чтобы они что-то делали, были вовлечены в познавательный процесс. Это им поможет в дальнейшем определиться в жизни. Чтобы они ни выбрали для себя – у них большое будущее. Те преграды и сложности, с которыми они столкнулись за эти две недели, послужат хорошим опытом для их дальнейшей жизни».

Демонстрационный показ фильмов выпускников детской школы кино завершился напутствием всем ребятам не останавливаться на достигнутом, совершенствовать приобретенные навыки в области создания фильмов и снимать, снимать, снимать. Только так можно проникнуть в этот необыкновенный и безумно сложный мир киноискусства.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб