Коммерческое образование: платить, оставаясь в плюсе

Коммерческое образование
РЕКЛАМА
Terem

Осень – это пора, когда в жизнь детей возвращаются школьные заботы и радости, а также посещение детского сада. А мы, родители, снова сталкиваемся с необходимостью решать, какое дошкольное или школьное образовательное заведение выбрать для ребёнка. Разнообразие велико.  Многие родители останавливают свой выбор на коммерческих школах и детских садах. По сравнению с государственными учреждениями плюсы их очевидны: небольшие группы и классы, индивидуальный подход, прогрессивная учебная программа, комфортные бытовые условия. Так, по крайней мере, рекламируют себя негосударственные детские образовательные организации. Но всегда ли именно так происходит на практике, что делать в том случае, если обещания коммерческого образовательного учреждения отличаются от реальности, разберемся в данной статье.

Прежде всего необходимо знать, что оказание услуг в сфере образования регулируется следующими законодательными нормативными документами: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Правилами оказания платных образовательных услуг, а также законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Нормы указанных актов помогают родителям и иным законным представителям детей защищать их права при зачислении в образовательное учреждение. Именно законный представитель ребёнка является одной из сторон договора об оказании платных образовательных услуг, подписывает данный документ и в случае нарушения его условий имеет право на защиту своих интересов.

Одно из самых распространенных нарушений, с которым сталкиваются родители в коммерческих образовательных учреждениях, – это взимание дополнительной платы сверх сумм, которые подлежат оплате за образовательные услуги. В договоре об оказании платных указывается полная стоимость этих услуг и порядок их оплаты. Внесение в данный документ условия об оплате «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения», помимо платы за обучение, – это не просто дополнительная финансовая нагрузка для родителей, это нарушение закона. Ведь подобное указание, включённое в документ, исключает добровольный характер пожертвований. Данные взносы не имеют отношения к договору об оказании платных образовательных услуг. И даже если внесение пожертвования оформляется иным документом, то отказ родителя (законного представителя) от совершения этого платежа не может повлечь за собой отказ учреждения от подписания с ним основного документа – договора об оказании платных образовательных услуг. Заключение одного договора не должно быть обусловлено заключением другого, это нарушает право родителей на свободу в заключении договора.

Пожертвование может носить исключительно добровольный характер, любые требования администрации об обязательном внесении такого платежа – нарушение законодательства о защите прав потребителей; такие действия руководства учреждения переходят в сферу уголовного права.

Другое распространенное нарушение со стороны коммерческого образовательного учреждения – требование оплаты летних месяцев даже в тех случаях, когда ребёнок детский сад не посещает, а школьники находятся на каникулах. Если такая плата не предусмотрена договором, а учреждение настаивает на оплате летних месяцев, угрожая отчислением, тут и говорить нечего – отказываться от оплаты нужно решительно. Между вами и учреждением заключен договор, порядок оплаты предусмотрен только за учебный период, вы свои обязательства исполняете, а иное вас не касается. Если администрация отчислит ребёнка из школы или детского сада, то учреждению придётся не только возмещать причинённый вам ущерб, плюс убытки, но и компенсировать моральный вред.

Если же оплата летних месяцев предусмотрена договором – соблюдать условия договора родители, конечно, обязаны. Однако такое условие договора, даже если вы на него согласились и договор подписали, тем не менее нарушает нормы и Гражданского кодекса Российской Федерации и закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Почему? Потому что оплате подлежит фактически оказанная услуга. Соответственно требование оплате услуг за те периоды, когда они не были оказаны потребителю, противоречит закону. В таких ситуациях разумно и законно, как минимум, требовать снижения суммы оплаты за те месяцы, когда ребёнок отсутствует в детском саду. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы требовать этого непременно путем подачи иска в суд. Достаточно бывает и серьёзно переговорить  с руководителем учреждения, ссылаясь, например, на статью 779 и статью 781 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из содержания этих норм закона следует, что заказчик обязан оплатить именно оказанные ему услуги, не оказанные – оплачивать не обязан. Ещё эффективнее будет, если такие переговоры родители проведут коллективно.

Не стоит сочувствовать жалобам образовательного учреждения, что летом им нечем будет оплачивать зарплату работников и аренду помещения. Ваша школа (или детский сад) ведёт предпринимательскую деятельность, и риски убытков – это риски предпринимателя, а не ваши.

Необходимо родителям знать также и то, что сведения о стоимости образовательных услуг, размещённые на официальном сайте организации или указанные в рекламных материалах, должны соответствовать тем условиям, которые будут прописаны в вашем договоре. И если в рекламном материале детского сада (школы) или в информации, предоставленной вам по телефону, сообщается одна стоимость, а к подписанию предлагается договор с иными, более высокими ценами, то это повод не только потребовать указания прежней цены, но и пожаловаться в Роспотребнадзор, региональный орган по надзору за деятельностью образовательных учреждений и даже в прокуратуру. Налицо обман потребителей,  нарушение законодательства о рекламе и налогового законодательства.

В тех же случаях, когда, например, летом был подписан договор с указанием цены за образовательные услуги, а в сентябре вам сообщают, что «обстоятельства изменились, и цена возросла», в связи с чем от вас требуется доплата, вы имеете право исполнять подписанный договор. Пусть ребёнок посещает детский сад (школу), а вы будет платить по той цене, которая указана в договоре. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Это значит, что заключённый договор должен быть исполнен на тех условиях, которые в нём указаны. А любые изменения и дополнения к договору действительны только в том случае, если они подписаны обеими сторонами (и вами в том числе). То есть в одностороннем порядке изменить цену, указанную в подписанном договоре, образовательное учреждение не может.

Наконец, рассмотрим ситуацию, когда по каким-либо причинам вы решили сменить образовательное учреждение, в связи с чем необходимо расторгнуть договор.

Очень часто от родителей в такой ситуации либо требуют оплаты за   будущие месяцы, угрожая иногда судом, либо, если оплата произведена до конца года, отказываются возвращать деньги за неиспользованные месяцы.  В этом случае снова ссылаемся на указанные выше нормы, а также на статью 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что заказчик вправе расторгнуть договор оказания услуг, оплатив исполнителю фактически оказанные услуги. Таким же правом наделяет вас закон «О защите прав потребителей», причём несвоевременный возврат денежных средств дает вам как потребителю право требовать выплаты неустойки и штрафа.

Если же вы расторгаете договор с образовательным учреждением по причине ненадлежащего качества услуг или причинения вреда ребёнку (конфликтные отношения, некачественное питание, травмы, полученные по недосмотру педагогов), то вы вправе потребовать, помимо выплаты неустойки и штрафа, также и возмещения вам понесенных в связи с этим расходов и морального вреда. Оказанные услуги должны быть не только качественными, но и безопасными для здоровья детей.

Рассмотрим ещё один аспект, пожалуй, самый важный – качество образовательных услуг. Ведь выбирая учебное заведение, мы главным образом ждём не обеспечения детям бытового комфорта и не роскоши интерьеров, а получения нашими детьми действительно хорошего образования.
В Правилах оказания платных образовательных услуг содержатся такие понятия, как «недостаток платных образовательных услуг» и «существенный недостаток платных образовательных услуг». Оба понятия подразумевают несоответствие оказанных услуг требованиям закона или условиям договора. Существенный же недостаток образовательных услуг – это неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени (или и того и другого), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или подобные недостатки.
Оценить качество оказанных образовательных услуг (провести независимую оценку качества таких услуг) уполномочены организации, подведомственные региональному органу управления образованием, центры оценки качества образования, иные организации, деятельность которых обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации и опыт в проведении процедур независимой оценки качества образования.

В случае обнаружения недостатков платных образовательных услуг, в том числе существенных, родители вправе потребовать снижения цены договора или безвозмездного устранения обнаруженных недостатков. Также в этой ситуации родители имеют право расторгнуть договор с учреждением, потребовать возмещения причинённого ущерба (то есть тех расходов, которые придется понести для устранения обнаруженных недостатков образования), убытков от неполученных услуг надлежащего качества, компенсации морального вреда. Если образовательное учреждение не согласится с вашими требованиями, то доказывать наличие недостатков образовательных услуг придется в суде с привлечением независимой экспертизы. Оплата экспертизы ляжет на того, кто будет требовать её проведения. Но если результаты экспертизы покажут обоснованность ваших требований, суд взыщет с образовательного учреждения в вашу пользу также и затраты на её проведение.

Разумеется, закон защищает образовательное учреждение как исполнителя по договору об оказании платных образовательных услуг. Если причиной недостаточных знаний учащегося является невыполнение им образовательной программы, обязанностей по добросовестному освоению учебного плана, если невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию образовательных услуг возникла вследствие бездействия обучающегося, то отказ образовательного учреждения от возмещения ущерба будет правомерен. Более того, администрация учебного заведения вправе в указанном случае в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании данных услуг. И это естественно, ведь даже самые грамотные педагоги способны наделить знаниями ученика только при условии его добросовестного и прилежного отношения к учёбе.

Надеемся, данная статья дала вам полезную информацию.  Пусть дошкольные и школьные годы наших детей будут чудесными! С новым учебным годом!

Ольга Синельникова
юрист с 20-летним опытом, специалист по гражданско-правовым вопросам