Летняя школа

Летняя школа
РЕКЛАМА
SASHA KIM

Как помочь ребёнку не забыть школьную программу за лето

Ну вот и подходит к концу трудоёмкий учебный год. Впереди долгожданные летние каникулы, которых с нетерпением ждут не только дети, но и мы – родители. Так как жизнь учеников современной общеобразовательной школы очень насыщенна и интенсивна – учебные онлайн-занятия, самостоятельное освоение учебного материала, выполнение домашних заданий, спортивные секции, школы искусств и т. д., – то, конечно же, после таких нагрузок детям просто необходим заслуженный отдых. Длинные летние каникулы – время, за которое школьные знания имеют свойство быть забытыми. Осенью учителям приходится тратить немало времени, чтобы их восстановить в памяти. Поэтому многие сознательные родители переживают: а не забудет ли их ребёнок за три месяца летнего отдыха многое из того, что изучали в течение года. Стоит отметить, что беспокойство родителей небеспочвенно. Чтобы за лето ребёнок окончательно не забыл всё то, что учил в школе в прошлом году, преподаватели считают необходимым заниматься с ребёнком во время каникул. А садиться за учебники, как считают специалисты, лучше в августе. Это правило не касается детей, имеющих серьёзные проблемы с учёбой. Серьёзные пробелы в знаниях за один месяц не устранить. Мы же хотим рассказать, как лучше заниматься с ребёнком, который всё успевает в течение учебного года, чтобы он и дальше смог показывать хорошие результаты в школе. Тут есть несколько важных принципов.

Добровольность. Если насильно заставлять ребёнка заниматься – положительного результата от таких занятий может и не быть. Поэтому постарайтесь объяснить ребёнку, что летние занятия нужны и выгодны вовсе не родителям, а ему самому. Аргументы должны быть убедительными. Кому-то для мотивации достаточно будет услышать, что дополнительные занятия позволят исправить тройку по математике, а кому-то они помогут обскакать по успеваемости одного из одноклассников. В общем, вы лучше знаете своих детей, чтобы придумать, на какой крючок их можно поймать.

Коллегиальность. Не навязывайте ребёнку, если он уже вышел из младшего школьного возраста, своё расписание занятий. Подумайте вместе, какой режим учёбы на каникулах мог бы его устроить. Дайте ему возможность выбирать: заниматься ли ежедневно по часу или три раза в неделю по 2,5 часа, например. То же самое касается и самих учебных предметов: подумайте вместе, какой из них больше нуждается в подтягивании. Ну и, конечно, надо определиться со временем занятий.

Регулярность. Если уж определили расписание занятий, надо его придерживаться, несмотря ни на что. Конечно, определённые послабления могут быть – допустим, если время очередного урока совпало с интересным фильмом по телевизору, или с футбольным матчем во дворе, или вовсе намечается интересная, познавательная экскурсия, то занятия можно и перенести. Но вы должны следить, чтобы ребёнок по-честному отработал то, что не доделал. Увлекательные экскурсии, особенно в исторические места, чтение книг по дополнительной литературе и внеклассному чтению также приравниваются к обучению, поэтому необходимо их засчитывать ребёнку как метод самообразования и получения новой важной информации, которой он также сможет блеснуть на уроках в школе в новом учебном году.

Контроль. Разумеется, если ребёнок достаточно взрослый, не обязательно стоять у него над душой всё время занятий. Можно просто указать объём задания и потом проверить его выполнение. Но держать ребёнка в поле зрения, пока он занимается, всё-таки не помешает.

Поощрение. Придумайте систему поощрений за выполненную работу. А за работу, выполненную с отличием, установите особую награду. Конечно, и простая родительская похвала для ребёнка ценна, но материальное подтверждение добрых слов будет наверняка нелишним. Призом могут быть сладости, игрушки, книжки, поход в кино, разрешение пригласить с ночёвкой друга и т. д.

Исключения. Не занимайтесь с ребёнком, если он себя плохо чувствует или активно отказывается от занятий. Разумеется, это не значит, что вы должны потакать капризам любимого чада, но если у ребёнка действительно есть причина, чтобы пропустить занятия, лучше войти в его положение. К малышам из начальной школы у родителей должен быть иной подход. Вот несколько советов мамам и папам начинающих учеников, которые могут пригодиться им как летом, так и в учебном году. Начинайте с выполнения не сложных, а любимых и простых для малыша заданий. Это даст ему уверенность в своих силах и мотивирует заниматься дальше. Если ребёнку не даётся тот или иной пример или задача, не раздражайтесь. Постарайтесь терпеливо разъяснить всё, что непонятно. И даже если занятие прошло не слишком успешно, в конце найдите хоть что-то, за что ребёнка можно было бы похвалить. Подбадривайте малыша, если ему трудно или что-то не получается. Но если задача оказалась непосильной и не помогли даже ваши многократные объяснения, оставьте ребёнка в покое. Лучше предложите аналогичную, но более простую задачу. А к сложной вернётесь в другой раз. Выстраивайте занятия так, чтобы ребёнок мог использовать свои сильные стороны. Это поднимет его самооценку и поможет стать более успешным.

И запомните, дорогие родители: нельзя нарушать режим. Многие из нас, жалея своих чад, отпускают их в свободное плавание, другие, наоборот, не дают школьнику почувствовать себя беззаботным даже во время каникул. Некоторые педагоги-психологи уверены, что к концу учебного года дети оказываются измождёнными как физически, так и психоэмоционально. Поэтому дальнейшие занятия в том же режиме могут пагубно отразиться на их здоровье. Однако и разрешать бездельничать круглые сутки нельзя. Мы, родители, должны научиться правильно чередовать режим труда и отдыха. Всё это нужно, чтобы наши дети не выпадали из ритма привычной жизни!

текст
Юлия Кобелева
фото
архивы пресс-служб