Мария Рогулёва: СОЗДАЁМ САД МЕЧТЫ ДЛЯ ЗАГОРОДНОГО УЧАСТКА

Мария Рогулёва
РЕКЛАМА
LESNOY

Помните миф о садах Эдема? Быть счастливыми и жить красиво — вот о чём, по большому счёту, все мы мечтаем. Согласитесь, отвлечься от сумасшедшего ритма будней, вдохнуть аромат свежескошенной травы, понежиться в тени собственного сада, с удовольствием наблюдая, как ваши дети резвятся на лужайке, — не это ли настоящее счастье, несравнимое блаженство, которое согревает душу…

На протяжении многих веков уникальные рукотворные сады символизируют попытку человечества найти потерянный рай на Земле. Можно ли превратить в райский уголок ваш загородный участок, научиться жить в гармонии с природой, наслаждаясь каждым днём? Разобраться в последних трендах искусства ландшафтного дизайна, учитывая важные нюансы при создании вашего неповторимого сада мечты, нам согласилась помочь успешный практикующий ландшафтный дизайнер, эксперт в истории искусства, автор уникальных ландшафтных проектов — победителей престижных международных конкурсов, преподаватель Высшей школы ландшафтной архитектуры МАРХИ Мария Рогулёва.

Мария, по первому образованию вы искусствовед, получили фундаментальное образование на факультете истории искусства МГУ. Как жизнь свела вас с ландшафтным дизайном?

Пока я работала главным редактором журнала о современном искусстве, ландшафтный дизайн был моим увлечением, о котором знали только мои близкие друзья. Можно сказать, что мне помог принять решение кризис — бумажные издания закрывались, финансирование современного искусства тоже сворачивалось. Когда я поняла, что надо менять направление, я пошла получать второе образование в Высшую школу ландшафтной архитектуры МАРХИ. Дело в том, что ландшафтный дизайн объединяет все важные для меня вещи — искусство, природу и определённую социальную функцию. Это такая же часть мировой истории искусства, как архитектура и предметный дизайн, например. Кроме того, это работа с растениями — все ландшафтники в душе ботаники, мы кайфуем от этого. Ну и третий аспект нашей работы, который важен для меня, — экологический и социальный. У нас есть шанс реально изменить жизнь людей к лучшему, меняя среду, и залечить некоторые раны, которые человек наносит природе.

Сегодня вы востребованный ландшафтный дизайнер, победитель международных конкурсов с богатым портфолио уникальных садов. Тяжело пробиться в число топовых дизайнеров?

Если у человека была успешная карьера в одной сфере, сделать карьеру в другой, тем более отчасти пересекающейся, гораздо проще, чем вчерашнему студенту. Я начинала уже с других позиций, с пониманием того, чего я хочу и как этого добиться. Наш продукт — это наше авторское видение сада, у каждого дизайнера оно своё. В итоге люди выбирают того, чей вкус им ближе, с кем есть эмоциональные совпадения. Поэтому, если хорошо делать свою работу, твой заказчик тебя найдёт.

Природная красота садов завораживает. Уникальные сады составляют значительную часть мировой культуры и продолжают оставаться одним из актуальных объектов изучения. Почему интерес к созданию садов не угасает с годами?

Это всё равно что спросить, почему не угасает интерес к еде или, скажем, к созданию комфортной среды для жизни. У человека есть потребность в природе, это одна из наших базовых потребностей. Исторически создание сада было попыткой приручить природу, создать свой идеальный мир, построенный уже по человеческим правилам. Но сейчас подход меняется, люди, наоборот, стремятся вернуться к природным законам, восстановить нарушенный человеком баланс. Скорее научиться у природы, чем переделать её. Всё чаще я слышу от заказчиков запрос сделать сад, в котором их дети могли бы знакомиться с разнообразием и жизненным циклом растений, да и не только растений — современный сад должен быть привлекательным не только для человека, но и для животных, птиц и насекомых. Слишком большой урон наносится природе в городах, чтобы изгонять её и из своего сада.

По каким законам развивается ландшафтный дизайн? Существует ли мода на него, как, например, на одежду? Как быстро она меняется?

Ландшафтный дизайн в широком смысле — часть истории архитектуры. Поэтому мы можем проследить многие параллельные тенденции плюс свои уникальные идеи и направления. Вообще нужно сказать, что границу провести бывает сложно, многие талантливые архитекторы отметились и в истории ландшафта, создавая концепцию пространства, городского или природного, в которое вписаны здания. Один из моих любимых современных примеров — музейный остров Наосима, где строил японский архитектор Тадао Андо. Он одновременно вписал музейные здания в природную архитектуру острова, в скалы и изменил сам пейзаж. Сказав это: профессия ландшафтного архитектора, дизайнера все же самостоятельная. Никто, кроме ландшафтника, не спроектирует природное пространство с таким знанием деталей и инженерных вопросов, с такой продуманной планировкой и наполнением. Вспомним, что уже сады Версаля создавал именно ландшафтный архитектор Андре Ленотр, хотя сады и связаны композиционно и идеологически с Версальским дворцом — парк поддерживает мифологию «короля-солнца», которая формировалась вокруг личности Людовика XIV.

Чтобы окунуться в особый мир садово-паркового искусства, разбираться в тонкостях ландшафтного дизайна, создавая свой уникальный неповторимый сад, какие мировые выставки, фестивали стоит посетить?

Я бы посоветовала для начала исходить из того, каким историческим периодом и культурой какой страны вы увлекаетесь. Как искусствовед, я считаю важным посмотреть исторические сады и лучшие примеры современного ландшафтного искусства. Это даёт кругозор и общий контекст, вы начинаете видеть, откуда взяты цитаты, приёмы современных дизайнеров. Например, современные дизайнеры продолжают цитировать того же Ленотра, так же, как и современных мастеров, скажем, работы Чарльза Дженкса в Шотландии, Дани Каравана в Израиле, Японии и других странах, Пита Удольфа в Европе и Америке (поедете в Нью-Йорк — посмотрите его парк Хай-Лайн, в Англии — поместье Скэмпстон-Холл и сад галереи «Хаузер и Вирт»). Зная это, гораздо интереснее смотреть ландшафтные фестивали. Если говорить о них, то один из главных — это, конечно, «Челси Флауэр Шоу» в Лондоне. Другой интересный фестиваль проходит осенью в Бергамо. Вообще, календарь событий очень насыщенный.

Как соблюсти целостность, сочетание дома и садового участка. Архитектор и ландшафтный дизайнер должны в идеале работать в тесной связке? С какими проблемами (на конкретных примерах) вам приходится сталкиваться?

Идеальная ситуация — это нетронутый участок, на который одновременно приходят архитектор и ландшафтный дизайнер. Планировка участка — это работа ландшафтника. Именно ландшафтник может предложить оптимальное расположение («посадку») дома на участке, учитывая инсоляцию, рельеф, поверхностный сток воды и, конечно, общую композиции сада. Общая стилистика дома и сада — это не только сочетание отдельных материалов (самый простой пример — отделка дома и мощение). Самое важное — это композиция, план сада. Если у вас, например, современный дом с большими, выразительными плоскостями стен и окон, подойдёт планировка участка, построенная на минималистичном наборе элементов — плоскость газона, возможно, геопластика (работа с рельефом, пример — искусственные холмы, формирование склона и так далее), водоём правильных очертаний. Возможно, возникнет идея монохромного сада, например с использованием только оттенков зелёного и белого. В таком саду будет отлично смотреться современная скульптура или малые архитектурные формы в соответствующей стилистике, акцентные растения. Все, что я сейчас описала, — это классика модернистского сада, это уже исторические элементы, не теряющие актуальности. Но такой архитектуре подойдёт и сад в максимально природном стиле, где работа ландшафтника практически не заметна — вы видите только результат, гармоничный естественный пейзаж.

Любовь к созданию собственных природных парков не обошла стороной и королевских особ. В своё время огромное влияние на развитие русского садово-паркового искусства оказала английская культура. Сегодня сама Кейт Миддлтон участвует в престижном «Шоу цветов», представляя на всеобщее обозрение созданный ею сад. Что уникального, на ваш взгляд, создала Кейт? На кого в мире садово-паркового искусства вы равняетесь?

В саду Кейт Миддлтон есть как раз то, чего часто не хватает так называемым новым деньгам, — это максимальная естественность и простота. В этом смысле её сад действительно аристократический. Это возвращение к природе, картинка из детства: ручей, тарзанка, домик на дереве — как раз тот случай, когда работа дизайнера практически не заметна обычному зрителю. Тут стоит упомянуть, что герцогиня Кейт делала сад не одна, с ней сотрудничали дизайнеры Андре Дэвис и Адам Уайт. Честно говоря, я не уверена, что это бы сработало так же хорошо у дизайнера без титула. Всё же для успеха на конкурсе вроде «Челси» нужно яркое, запоминающееся решение или узнаваемый образ. Сама идея игрового сада очень богата возможностями, одновременно с Кейт ещё несколько дизайнеров предложили сады для детей.

Сейчас в моде природность и экологичность. Как это отражается в ландшафтном дизайне?

Вопрос содержит в себе ответ. То, что наш глаз считывает как «природность», — это в первую очередь биоразнообразие. Стриженый газон, например, явно противоречит природе, потому что такого аккуратного ковра из одного вида растений нигде в естественном пейзаже не увидишь. Принцип природности — это использование растений, максимально подходящих к условиям участка, в сочетаниях и композициях, приближённых к естественным. Это значит — мы сажаем то, что будет не только хорошо выглядеть, но и хорошо себя чувствовать и потребует минимального ухода. Отсюда — экономия ресурсов, в частности воды и электроэнергии для полива, затрат на постоянную замену растений и так далее. Например, газон заменяется на некошеный луг с разнотравием, а если участок у вас теневой, то мы не пытаемся устроить под деревьями, скажем, розарий, а сажаем теневыносливые многолетники, ориентируясь на то, как это бывает в настоящем лесу. Такой подход можно сочетать и с элементами чёткой геометрии в планировке сада. Скажем, ваш природный ландшафт прорезают прямые дорожки или растрепанный луговой цветник имеет правильные очертания.

Частные сады, которые вы создаёте, уникальны? Каждый раз вы делаете новый сад или предлагаете варианты из имеющихся?

Сама идея готовых, модульных решений имеет право на существование, хотя лично я так не работаю, и насколько мне известно, этот подход у нас практически не встречается. Идея модулей хороша для упрощения, а значит, удешевления проектирования, кроме того, так проще рассчитать стоимость реализации. Это часто задаваемый вопрос — сколько стоит сделать сад, просят назвать примерную цифру. Но готовые решения плохо приживаются в нашем бизнесе — дело в том, что условия каждого участка различаются, как различаются и вкусы заказчиков, состав и запросы семей, образ жизни, привычки и так далее. Это по определению индивидуальный подход. Отсюда и разница в стоимости реализации — кто-то готов ждать 10–15 лет, пока сад достигнет зрелости, деревья вырастут, а кто-то хочет получить результат как можно быстрее, и тогда мы предлагаем использовать крупномеры — и стоимость их, конечно, уже другая. Вообще, качество дизайнерского решения не означает автоматически дороговизну реализации. Проще говоря, экономичное решение не обязательно выглядит дёшево. Можно сократить площадь мощения, но использовать качественные материалы, можно использовать быстрорастущие растения вместо крупномеров (например, орех маньчжурский прибавляет в росте до двух метров в год). Но тут главное — понимать предел, после которого начинает страдать качество.

Приглашая к себе ландшафтного дизайнера, о чём нужно знать и на что обратить его внимание, чтобы дать грамотное техническое задание? Какой список вопросов иметь, сформировать для себя?

Вам нужно в первую очередь два списка вопросов. Первый список касается лично вас: каковы потребности всех членов вашей семьи, как вы планируете проводить время в саду, какие основные объекты вы хотите там видеть (детская и спортивная площадка, площадка для отдыха или барбекю, водоём, плодовый сад, огород, лужайка для активных игр, высокие деревья и т.д.), какая стилистика вам ближе (тут поможет определиться стиль вашего дома). Второй список касается условий вашего участка. Это освещённость, рельеф, почвы, вода и так далее. Исходя из этих условий, дизайнер выбирает для вас оптимальные решения. Вам как заказчику тоже важно понимать естественные ограничения — квалифицированный специалист объяснит вам, какие запросы реализовать можно, а от чего лучше отказаться. Например, если у вас участок в пойме реки с близкими грунтовыми водами, а вы мечтаете разбить плодовый сад, то вам либо потребуется большая работа и инвестиции (известны случаи, когда под плодовый сад поднимали уровень земли), либо придется скорректировать свои запросы. В принципе, при желании можно даже повернуть реки вспять, вопрос в целесообразности.

Как грамотно спроектировать сад таким образом, чтобы он был декоративен в течение всего сезона?

Меня часто спрашивают, зачем вкладывать деньги в ландшафт, если наше лето такое короткое. Но сад действительно может быть декоративен в течение всего сезона, даже в условиях нашей долгой зимы. Не забывайте, что это продолжение вашего дома, ваша территория, где можно гулять, пейзаж, который влияет на ваше эмоциональное состояние. Работает планировка, рельеф, графика растений — плотные стриженые формы, например, не теряют зимой очертаний, многие растения при этом ещё и имеют яркую кору, например стриженый дёрен белый будет оставаться участке яркими красными акцентами. На многих растениях остаются яркие плоды, привлекая в сад птиц, как на декоративных яблонях. Если говорить о цветении, то тут растения подбираются с учётом непрерывной декоративности с весны до осени. Именно за это я очень люблю разные сорта гортензии метельчатой — они хороши с середины лета и до октября.

Если в доме есть дети, как организовать пространство для безопасных игр на участке, визуально не выбивающееся из общей концепции ландшафтного дизайна — внешне привлекательное и комфортное и для детей, и для родителей.

Как и в случае с домом, для начала нужно исключить потенциальную опасность — например, для маленьких детей очень опасен любой водоём, даже очень мелкий. Я не рекомендую заказчикам сажать колючие растения типа боярышника или барбариса. Или делать лужайку для игр из клевера, потому что он привлекает шмелей, на которых можно наступить. Нужно исключить возможность выбежать на дорогу, где ездят машины, даже если они ездят редко. Очень опасны также отъезжающие и паркующиеся автомобили. Но это достаточно очевидные вещи. Если говорить про игровую зону, то ей может стать практически весь участок при условии, что мы используем безопасные решения. Вообще, я люблю сочетать функционал разных зон — как, например, площадку для отдыха и приподнятые грядки с салатами и пряными травами. Огород вообще может стать местом для познавательных игр — это гораздо лучше, чем привычная старшему поколению летняя каторга. Мы не раз делали огород именно для детей — проектируем грядки-контейнеры разной конфигурации, выбираем самые развлекательные и аппетитные культуры, заказываем специальные таблички и подписываем на них названия растений, даже читаем лекции по агротехнике. Ещё мне очень нравится идея использовать какой-то декоративный элемент в саду как игровое пространство, например создать небольшой садовый лабиринт, где можно играть в прятки. Классно можно использовать и декоративные объекты — например, плетёную из веток беседку или какой-нибудь арт-объект или садовую скульптуру без острых углов, по которой можно лазить. Нужно учитывать при этом, что и детям, и родителям нужно иногда уединение. А детские площадки желательно притенять деревьями.

Когда в семье аллергик, каких растений лучше избегать для высадки на приусадебном участке?

В первую очередь, конечно, надо исключать те растения, на которые уже выявлена аллергия. Как ни странно, далеко не все люди разобрались для себя в этом вопросе. Так что начать надо с похода к врачу. Аллергия — вещь коварная, реакции аллергика могут меняться. Но есть и общие рекомендации. Одно из самых агрессивных деревьев в этом плане — берёза. Всё дело в пыльце, берёза вообще настроена на быстрое завоевание больших пространств, поэтому и пыльца, и семена берёзы распространяются очень далеко. Другие активные производители пыльцы — это лещина (в просторечии — орешник), ивы, осина, дуб. Ну и, конечно, злаки — недаром поллиноз называют сенной лихорадкой. Это овсяницы, мятлики — как раз газонные травы. Поэтому газон в саду аллергика нужно вовремя косить.

Мария, с садами, которые вы создаёте, может произойти то же, что зачастую бывает с модной стрижкой: в салоне создан шедевр, но поддержание красоты доступно только профессионалу?

Это очень точная аналогия. Конечно, если придерживаться принципов здравого смысла и не противоречить природе, то лишней работы можно избежать. Можно, например, внести только небольшие коррективы в ваш природный ландшафт, добавить акценты, можно изначально запрограммировать определённую свободу посадок, где появление случайной крапивы не нарушит общий вид. А некоторые вещи не так сложны в уходе, как кажется, например, стриженые изгороди и вообще стриженые растения в саду не требуют внимания часто, достаточно поддерживать форму. Но саду нужен постоянный уход в любом случае. Небольшой сад вполне реально поддерживать самому, но при условии, что это одно из главных увлечений в жизни. Если вы сами не готовы к этому, лучше доверить уход профессионалам. Сад — это отражение вашей личности, ваших вкусов. К нему нужно относиться с соответствующим уважением.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
Михаил Щеглов