Ментальная арифметика

Ментальная арифметика
РЕКЛАМА
Babyer Magazine

Что делать, если занятия математикой доводят до слёз и детей, и их родителей? Если простейшие вычисления по таблице умножения превращают занятие в пытку? Реклама курсов ментальной арифметики для детей практически от 0+ встречает нас на каждом шагу. Обещает развитие мелкой моторики, быстрого счёта в уме, памяти, концентрации внимания, увеличение успеваемости в школе за счёт развития способности обрабатывать и усваивать большой объём информации, а также развитие образного мышления.

Многочисленные пособия сулят, что, освоив методику ментальной арифметики, дети уже в самом юном возрасте смогут без проблем складывать и вычитать пятизначные числа быстрее калькулятора! Правда ли это? Что говорят врачи и педагоги? Нужно ли это нашим детям? Давайте разбираться.

По общему определению ментальная арифметика — это и есть изучение быстрого счёта в уме. «Ментальный» переводится с латинского как «интеллектуальный». Таким образом, «Менар» — это школа интеллектуального развития детей. Благодаря освоению методики малыши уже в раннем возрасте феноменально быстро складывают и вычитают многозначные числа, умножают и делят их, вычисляют степень числа и решают комбинации в несколько действий без помощи калькулятора, компьютера или счётов. Родители — сторонники раннего развития детей мечтают вырастить из них гениев. Ментальная арифметика — их отличный помощник в этом.

Мнения о месте зарождения ментальной арифметики расходятся. Одни источники утверждают, что автором этой методики является некий турецкий исследователь, учёный, педагог с многолетним стажем Халит Шен. В 2008 году он открыл в Мерсине первый центр под названием «Менар», который очень быстро завоевал признание родителей и превратился в международную сеть детских центров по всему миру. На сегодняшний день в мире открыты и успешно работают несколько тысяч таких центров. В России же центры «Менар» появились сравнительно недавно, но также уже стали популярны в центрах дошкольного и начального школьного образования. Некоторые источники говорят нам и о том, что первые упоминания о ментальной арифметике появились еще 5 тыс. лет назад на Древнем Востоке.

В основе методики ментальной арифметики лежат древние счёты — абакус. В Китае они называются суаньпань, а в Японии — соробан. Это самый главный инструмент, древний настолько, что его использовал ещё Пифагор. Инструмент был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Так что можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нём тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект. С помощью методики ментальной арифметики активно развиваются сразу оба полушария головного мозга.

Абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами (их 13, но бывает ещё и усечённый абакус с меньшим количеством спиц), разделённый горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхняя косточка — это цифра 5 (как говорили японцы, «небесная» косточка) и под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна 1. Ничего не напоминает? Да это же старые добрые счёты, правда, они устроены для счёта десятков, но принцип — тот же.

Абакус помогает детям начать осваивать арифметические действия сразу после изучения цифр, а перебор костяшек пальцами обеих рук способствует развитию обоих полушарий мозга и мелкой моторики. Вычисления с помощью абакуса происходят по принципу представления расчётов в уме, при этом косточки передвигаются в определённом порядке, за счёт чего осуществляется решение примера. Впоследствии занятия ментальной арифметикой приводят к развитию зрительного воображения, способности к устному счёту и общему улучшению математических навыков, что было доказано множеством экспериментов.

Как же происходит обучение? Оно включает в себя десять ступеней, для каждой из которых существует свой курс. Одна ступень проходится учеником в среднем за четыре месяца, после чего он переходит на другую. Всё обучение длится около трёх лет. На первом этапе дети учатся складывать и вычитать числа на абакусе. Как раз в этот период у них и формируется пространственное и логическое мышление и тренируется мелкая моторика. На втором этапе дети считают уже с помощью ментальной карты — картинки с изображением абакуса. Все арифметические действия происходят за счёт визуализации процесса вычислений. Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счёту, который производится в уме. Ребёнок уже перестаёт постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые — образ костяшек. На этом и основана методика ментального счёта. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счёта ассоциируется с движением косточек.

Один из главных плюсов — гармоничное развитие обоих полушарий мозга. Как мы все знаем, наш мозг имеет две части: правое полушарие и левое полушарие. Левое управляет логическими, числовыми, аналитическими, последовательными фактами и памятью, в то время как правое отвечает за цвет, музыку, воображение, чувства, рифму, мечтательность и общее мышление. Левое полушарие управляет правыми конечностями, а правое — левыми. И наоборот, действие конечностей также оказывает влияние на развитие мозга.

С помощью магнитно-резонансного теста исследователи доказали, что большинство людей (90%) в мире используют в основном левую сторону мозга для своей повседневной деятельности, включая регулярные школьные занятия. При этом правое полушарие мозга развивается недостаточно, поэтому воображение, фантазия, креативность и гибкость мышления часто оказываются плохо развиты. Таким образом, чтобы повысить общий интеллект, необходимо межполушарное взаимодействие. Чтобы достичь полного развития мозга, мы и используем ментальную арифметику как средство, а счёты — как инструмент.

В числе неоспоримых плюсов ментальной арифметики психологи отмечают развитие усидчивости детей, концентрации внимания на главной задаче, умение выделить эту главную задачу и быстро справиться с ней, быстро принимать решения, что особенно важно в условиях ограниченности во времени в кризисных ситуациях, развитие нестандартного мышления за счёт работы воображения и творческих способностей, а также креативный подход к любой ситуации. Очевидные успехи в учёбе придают детям уверенность в себе, формируют установку победителя, которая способна помочь им справиться с любой сложной ситуацией в жизни. Психологи также отмечают, что дети, занимающиеся по методике ментальной арифметики, чрезвычайно общительны и легко находят себе друзей, при этом в любой компании они всегда являются лидерами. Последнее подтверждают и педагоги, которые констатируют тот факт, что дети, обучающиеся по этой методике, с лёгкостью решают задачи повышенной сложности, что вызывает уважение и авторитет со стороны других ребят и за что они получают высокие баллы. Освоение навыков ментальной арифметики помогает детям изучать и другие школьные дисциплины.

Правда, бóльшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. В мире существует масса других систем быстрого устного счёта, а исследования учёных по эффективности этой методики на учениках начальной школы каких-либо существенных преимуществ перед другими методиками не выявили. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

— нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;

— развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;

— из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.

И конечно, занятия ментальной арифметикой требуют большой самостоятельной работы ребёнка, так как сам процесс обучения состоит в постоянном повторении освоенного материала и большом количестве практики. Без домашних заданий тут никуда! В случае плохой ориентации в цифрах любая ошибка нарушит всю цепочку расчётов, и в итоге — неверный результат. А если ребёнок решит бросить занятия, то практически ему придётся заново осваивать систему вычислений. Следует помнить и то, что жизнь — это не правило, в котором всё только так, как написано, и которое можно однажды выучить наизусть. В ней всё развивается и меняется каждую секунду, но нестандартное и нешаблонное мышление, безусловно, помогает адаптироваться к этим изменениям и находить новые возможности и выход из любой сложной жизненной ситуации.

Так или иначе, ментальная арифметика — один из множества вариантов для развития детей, а уж насколько оно будет успешным, зависит не только от знаний и умений, но и от желания их получать.

текст:
Анна Федяева
фото:
архивы пресс-служб