Методика обучения Марии Монтессори

Методика обучения Марии Монтессори
РЕКЛАМА
Лапино

Создайте для ребёнка подходящие условия в нужное время, и он обучится всему сам

Именно эти слова стали основополагающими в методике обучения и воспитания детей, созданной Марией Монтессори, которая сегодня так популярна в области дошкольного образования. С самого раннего возраста в детских центрах развития и детских садах педагоги и наставники не стараются обучить малышей, а лишь пытаются направить их на обучение и самостоятельное получение новых знаний и освоение новых навыков. Всё неизвестное познаётся детьми через собственные открытия в процессе разного рода занятий.

Саморазвитие, самообучение и самовоспитание — основополагающие процессы, на которых строится подготовительная среда Монтессори. Должен ли быть педагог бессомненным авторитетом для детей, уравнивающим всех под одни стандарты, или всё-таки важнее убеждение Марии Монтессори о том, что в центре внимания педагога должен быть ребёнок как личность и индивидуальность, со своими способностями, потребностями и задачами? Должны ли основными быть педагогические материалы в обучении или важен наглядный пример и реальная самостоятельная работа ребёнка? В чём плюсы и минусы популярной методики обучения и развития детей, как и когда она появилась и что важнее — свобода выбора или установки и правила, индивидуализм или работа в команде? Что лично вы знаете о методике Монтессори и готовы ли развивать своего ребёнка в соответствии с её основами?
Система Монтессори — педагогическая система, сформированная итальянским педагогом и врачом и названная её именем. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Кьяравалле, Италия. Её отец Алессандро Монтессори был чиновником Министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать Рениль Стоппани была хорошо образована для того времени и приходилась двоюродной племянницей известному геологу и палеонтологу Антонио Стоппани. Её ранние школьные годы были «не особенно примечательны», хотя в первом классе Мария была награждена грамотой за хорошее поведение, а в следующем учебном году — «за успехи в домоводстве». В 1890 году поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам и, сдав экзамены по ботанике, зоологии, экспериментальной физике, гистологии, анатомии, а также по общей и органической химии, в 1892 году получила диплом, который позволил ей в 1893 году поступить в том же университете в медицинскую школу. Мария была первой женщиной, поступившей в эту школу, ранее подобной практики не было, и встретила холодное, а порой откровенно враждебное отношение к себе со стороны некоторых однокурсников и профессоров. Несмотря на негативную психологическую атмосферу, Мария успешно осваивала курс и уже на первом году обучения была награждена академической премией, а в 1895 году получила должность ассистента больницы, что позволило ей достаточно рано получить практический клинический опыт. В последние два года она изучала педиатрию и психиатрию и работала в службе скорой помощи и кабинете педиатрического консультирования, став экспертом в детской медицине. В 1896 году Мария окончила университет по специальности «доктор медицины», став одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины, и одной из первых женщин — докторов наук. После университета Мария нашла работу — ассистентом в университетской клинике, а также начала частную врачебную практику.
C 1897 года Мария работала в университетской клинике и по долгу службы посещала детские приюты, где наблюдала детей с психическими расстройствами. Эти наблюдения создали хорошую основу для будущих трудов Монтессори. Изучив работы врачей и педагогов XIX века Эдуара Сегина и Жана Итара, Мария прониклась идеями Итара и создала на их основе организованную систему образования детей с ограниченными возможностями. Также в 1897 году Монтессори провела аудит университетских курсов по педагогике и прочитала «все основные работы по теории образования последних 200 лет». В 1900 году Национальная лига защиты умственно отсталых детей открыла Scuola Magistrale Ortofrenica, или Ортофренический институт, — медико-педагогический институт для подготовки учителей к обучению детей с умственными недостатками, а Монтессори была назначена содиректором. На первый курс института было зачислено 64 учителя, которые изучали психологию, анатомию и физиологию нервной системы, антропологические измерения, причины и характеристики умственной отсталости, а также специальные методы обучения. В течение двух лет, проведённых в институте, Монтессори разработала методики, которые позже адаптировала для использования с обычными детьми.
Институт имел большой успех, его деятельность привлекала внимание чиновников из департаментов образования и здравоохранения, общественных деятелей и учёных из Римского университета. В модельном классе Ортофренического института учились дети из обычных школ, которые считались «необразованными» из-за своих недостатков. Некоторые из этих детей впоследствии сдали экзамены по программе, ориентированной на так называемых нормальных детей.
В 1906 году Монтессори пригласили наблюдать за воспитанием группы детей в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в римском районе Сан-Лоренцо. Монтессори приняла это приглашение, поскольку была заинтересована в применении своих методик к нормально развивавшимся детям. 6 января 1907 года состоялось открытие учреждения, которое Мария предложила назвать Casa dei Bambini (Дом детей). В Доме детей обучалось 50–60 детей в возрасте от двух до трёх и от шести до семи лет.
Классная комната в Доме детей была оборудована столом для учителя, доской, плитой, маленькими стульями, креслами и столами для детей, а также шкафом, где хранились учебные материалы, которые Монтессори разработала в Ортофреническом институте. Занятия для детей включали навыки самообслуживания: одевание и раздевание, вытирание пыли и подметание, а также уход за садом. Детям также показывали учебные материалы, разработанные Монтессори. Сама Мария Монтессори не вела занятий с детьми, а наблюдала за ходом занятий, которые вела под её руководством дочь строителя здания.
Наблюдения Монтессори легли в основу её метода обучения. Она обратила внимание на эпизоды глубокого внимания и концентрации детей, многократных повторений активности и их чувствительности к порядку в месте пребывания. Благодаря свободному выбору занятий дети больше интересовались практическими занятиями и учебными материалами Монтессори, нежели игрушками, которые были в их распоряжении, и были удивительно равнодушны к сладостям и другим «наградам». Со временем Монтессори стала замечать у детей спонтанные проявления самодисциплины.
Основываясь на своих наблюдениях, Монтессори реализовала ряд практик, которые стали отличительными чертами её образовательной философии и метода. Так, она заменила тяжёлую мебель на детские столы и стулья, достаточно лёгкие для того, чтобы дети могли их передвигать, и положила детские материалы на низкие, доступные полки. Она расширила спектр практических занятий, таких как уход за собой и наведение чистоты в помещении, а также ввела большой набор упражнений по уходу за окружающей средой и личной гигиене, включая расстановку цветов, мытьё рук, гимнастику, уход за домашними животными и приготовление пищи. Классные комнаты были просторными, студийного типа, заполненные светом и воздухом, и дети на уроках могли перемещаться по комнате, как им удобно.
В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: до трёх лет, от трёх до шести, от шести до девяти и от девяти до 12. Как правило, к занятиям привлекают детей от двух лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.
Метод Монтессори подразумевает соблюдение нескольких правил, которые созданы как для детей, так и для взрослых.
Пространство, где происходит обучение, разделено на несколько зон, просторных и светлых, в каждой из которых имеется тематический материал.
Все предметы располагаются таким образом, чтобы дети могли самостоятельно их использовать. Они должны соответствовать росту и возрасту ребёнка, который в любой момент может воспользоваться этими предметами по своему усмотрению.
Группы для обучения составляются из детей разного возраста. Это даёт возможность младшим воспитанникам перенимать навыки у старших.
Каждый воспитанник должен иметь личное пространство и возможность заниматься тем, что он выбрал. Никто не имеет право отобрать игрушку или навязать нежелательные действия. И каждый здесь может выбрать любое место для игровых занятий, с условием того, что он не будет мешать другим. По мнению Монтессори, каждый ребёнок уникален и развивается совершенно отлично от другого. Он сам знает, что ему необходимо в данный момент, чувствует своё настроение, пытается быть в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Все предметы позволяют приобрести навыки, которые пригодятся в жизни. Кроме того, для малышей очень важно развитие мелкой моторики рук, работа пальцев, потому как именно через тактильные ощущения происходит определение предметов и их изучение. Нанизывание бусин, завязывание бантиков, пересыпание крупы, работа с прищепками, шнуровка обуви и застёгивание пуговиц — это именно то, что развивает мелкомоторные функции, концентрацию внимания и координацию движений.
Время занятия с выбранным материалом не ограничивается, благодаря чему воспитанники не чувствуют, что они ущемлены жёсткими рамками.
Процесс обучения делится на четыре этапа.
Выбор. Детям нужно определить, чего они хотят. Для этого они размещаются в Монтессори-классах и находят тот материал, который их заинтересовал. Этот этап учит их ставить цели.
Подготовка к работе. На этом этапе происходит создание условий для игры. Воспитанник берёт выбранные предметы и располагается в классе таким образом, чтобы ему было комфортно играть.
Выполнение алгоритма и контроль ошибок. Выбрав предмет, дети могут не понимать, как им пользоваться и что конкретно нужно делать. Именно на этом этапе педагог показывает, как нужно взаимодействовать с конкретными материалами. Если в процессе занятия возникают ошибки, воспитанник учится исправлять их и доводить начатое до конца самостоятельно.
Уборка. После занятия дети вспоминают, где они брали материалы, а затем относят их на место. Несомненно, это прививает детям организованность, внутреннюю самодисциплину и приучает их к порядку. Ребёнку гораздо проще, когда он сам наводит порядок в своих вещах, нежели когда взрослые постоянно убирают все на «свои» места.
Главным плюсом системы Монтессори считают то, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения, давления и оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку. Как только выбор того или иного занятия ими сделан, задачей педагога становится наблюдение, без давления, без разъяснений и без каких-либо требований.
Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.
Познание мира через игру происходит не только в воспитательных целях. Некоторые из них, такие как игры с картинками, вкладышами, рамками и формами, дают возможность ребёнку познакомиться с основами естествознания и геометрии, понять основы строительства и архитектуры. Освоение понятий «большой» и «маленький», «больше» и «меньше» формируется в процессе построения фигур. Чаще всего используются кубики, из которых можно построить дом или башню, части-фигуры, отличающиеся по размеру и цвету, но правильно сложив которые, можно увидеть целое. Вложение меньших предметов в большие, в подходящие отверстия, изображение их на бумаге и аккуратная штриховка — всё это даёт ребёнку необходимые в дальнейшем знания. Кстати, о штриховке. Монтессори выделяла четыре вида: штриховка частыми короткими линиями, мелкими линиями с возвратом, круговая и параллельными непрерывными линиями. При этом линии должны штриховаться параллельно и на одинаковом расстоянии друг от друга. Посредством такого рисования, по мнению Монтессори, у детей развивается умение концентрировать внимания, усидчивость и аккуратность — важные качества для взрослой жизни.
Несмотря на то что методика Монтессори направлена на развитие индивидуальности ребёнка, определение его направленности и проявление возможностей развития, существуют и оппоненты, нередко критикующие программу. Какие они приводят доводы?
— В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, но на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
— Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
— Правила охраны личного пространства ребёнка воспитывают в нём эгоизм, так же, как и выбор в пользу индивидуальной работы.
— Дети в классах разного возраста, что мешает развиваться, так как для каждого возраста — свой этап развития.
— Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто. Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке: американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера, итальянки Марии Монтессори и советского педагога Антона Макаренко.
Является ли метод обучения Монтессори заслуживающим внимания — решать нам как родителям. Но многообщность и разнообразие методик образования дают выбор, а наличие выбора уже есть образование. А родителям стоит пожелать сделать правильный выбор для своего ребёнка.

текст:
Анна Федяева
фото:
архивы пресс-служб