«Мосфильму» 100 лет

«Мосфильму» 100 лет
РЕКЛАМА
shore-house-village

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» хорошо знакома сотням миллионов людей, живущих на земле. Знаменитый монумент Веры Мухиной всегда обещает зрителям незабываемую встречу с кинокартиной, созданной на крупнейшей киностудии нашей страны. Журналисту Babyer magazine довелось побеседовать с Гаянэ Ромэновной Амбарцумян, начальником Управления по связям с общественностью Киноконцерна «Мосфильм».

В нынешнем году мы отмечаем 100-летие «Мосфильма». Расскажите, почему рождение крупнейшей киностудии страны выпало именно на 1924 год.

Я бы хотела начать не с этого, и скоро станет понятно, почему. Дело в том, что кинематограф в Россию пришёл в 1896 году, через год после выхода на экраны первых фильмов братьев Люмьер, и тут же стал любимым видом отдыха публики. В крупных городах появилось множество киностудий, называемых тогда «киноателье», снимавших огромное количество короткометражных игровых, разумеется, немых чёрно-белых фильмов, ведь ни звука, ни цвета в кино тогда ещё не было.

В Москве до революции 1917 года работало несколько таких студий, причём, самыми крупными из них были ателье Александра Ханжонкова на Житной улице и ателье Иосифа Ермольева неподалёку от Брянского (ныне — Киевского) вокзала. После тяжелейшего для страны периода революции и Гражданской войны новая власть, высоко оценивая стратегическую роль кинематографа как мощного инструмента пропаганды новой жизни и нового государственного строя, решила оказывать этому виду искусства максимально возможную поддержку. Не секрет, что миллионы и миллионы россиян были тогда неграмотны, и в таких условиях именно средствами кинематографа можно было донести до самых широких слоёв населения большевистские идеи и лозунги.

Вероятно, такая инициатива была как-то законодательно оформлена?

Разумеется. Сначала, еще в 1919 году, все киноателье страны специальным указом были национализированы, а в 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР студии, ранее принадлежавшие Ханжонкову и Ермольеву, переименованы в Первую и Третью кинофабрики и переданы в ведение «Госкино». В 1923 году на базе этих кинофабрик была создана единая структура, и практически сразу на объединённой киностудии началась работа — съёмки фильма «На крыльях ввысь» о героизме советских лётчиков и авиаконструкторов. Режиссёром этой картины был директор киностудии Борис Михин. Фильм вышел на экраны 30 января 1924 года. Именно эту совершенно условную дату впоследствии стали считать днём рождения «Мосфильма».

Борис Михин? Что-то не припоминаю. А кто-нибудь из известных режиссёров тогда работал на киностудии?

Как раз в 20-е годы на студию пришли режиссёры, которые впоследствии стали мэтрами советского кино. Например, сделали первые шаги в кинематографе будущие классики Эйнштейн, Александров, Пырьев. Тогда все они были молодыми людьми, дружили, собирались компаниями, веселились, радовались тому, что могут отдать все свои силы и весь талант свободному творчеству. Их мемуары буквально пестрят забавными эпизодами тех лет, однако все они обязательно упоминали тот факт, что им приходилось работать в три смены. Дело в том, что после оглушительного успеха фильма «Броненосец Потёмкин» государство поставило перед советскими кинематографистами задачу выпускать как можно больше фильмов. Недостаточная площадь павильона на Житной (всего 400 м²) существенно ограничивала возможности постановщиков несмотря на то, что в эпоху немого кино даже на таком скромном пространстве можно было организовать работу двух, а то и трёх съёмочных групп. Единственное, что они не могли поделить, — это монтажный стол. На всю студию он был один, и к нему непременно выстраивалась очередь желающих с катушками кинолент в руках.

Как же они выходили из положения, когда в кино появился звук?

На рубеже 20-х и 30-х годов разговоры о том, что кино — чрезвычайно перспективный и многообещающий вид искусства, были у всех на устах. И не только в нашей стране, но и в Европе и конечно же в Америке, где кинематограф развивался семимильными шагами. Мне часто задают вопрос: повлиял ли Голливуд на создание «Мосфильма»? Наверное, в каком-то смысле повлиял, потому что и Григорий Александров, и Сергей Эйзенштейн, и знаменитый кинооператор Эдуард Тиссэ во время длительной командировки побывали на европейских студиях и в Голливуде, где изучали все процессы, связанные с кинопроизводством. Но это вовсе не значит, что советский кинематограф был скопирован с зарубежного: мысль о том, что в нашей стране необходимо построить большой «киногород», буквально носилась в воздухе.

С какого момента эта мысль начала воплощаться в жизнь, материализовываться?

Проблема создания большой киностудии возникла во второй половине 20-х годов. Подобная инициатива требовала колоссальных капиталовложений, поэтому вопрос решался на уровне правительства страны. Задуманный «киногород» должен был стать местом, где удобно, компактно и целесообразно разместятся все цеха и службы, где всегда будут доступны костюмы и декорации, киносъёмочная и осветительная аппаратура, техника для монтажа и изготовления копий для проката. В итоге в начале 1927 года был объявлен конкурс «на составление проекта кинофабрики Совкино в Москве». Было предложено несколько проектов, причём победил вариант, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма.

Было что-то построено в рамках этого проекта?

Конечно — главный корпус «Мосфильма», строительство которого началось в 1927 году именно здесь, на Воробьёвых горах вблизи деревни Потылиха. Правда, в настоящее время во внешнем облике здания от конструктивизма мало что осталось, но оно до сих пор поражает своими масштабами: четыре павильона имеют общую площадь 4629 м², а площадь павильона № 1 составляет 1819 м² при высоте 13 метров!

В каком году новое здание вступило в эксплуатацию?

Первые службы стали переезжать сюда в 1931 году. По воспоминаниям очевидцев съёмки в павильонах и работа в цехах началась, когда еще не везде были настелены полы, а незакреплённая электропроводка свисала со стен и потолков. Поначалу павильоны № 1, 2 и 3 были разделены раздвижными перегородками, так что при необходимости размеры съёмочной площадки можно было значительно увеличить. Однако, когда в кино появился звук, раздвижные стенки пришлось заменить капитальными со звукоизоляцией. План, по которому был возведён «Мосфильм», впоследствии использовали для строительства других киностудий страны. Несмотря на то что «киногород» на Воробьёвых горах был заложен почти сто лет назад, он и сегодня продолжает строиться и расширяться.

Очевидно, новейшая по тем временам инфраструктура киностудии должна была заметно повлиять на масштабность и качество созданных тогда кинофильмов?

Как раз в те предвоенные годы здесь были выпущены такие знаковые картины, как «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» Григория Александрова, «Трактористы» Ивана Пырьева, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма, «Минин и Пожарский» и «Суворов» Всеволода Пудовкина. В 1936 году киностудия получила своё нынешнее название, а в 1939-м государство, высоко оценившее вклад «Мосфильма» в развитие социалистической культуры, наградило студию орденом Ленина.

Известно, что в начале Великой Отечественной войны «Мосфильм» так же, как и другие киностудии пришлось эвакуировать на восток. Как это было?

В связи с тем, что «Мосфильм» был приравнен к предприятиям стратегического значения, в октябре 1941 года, когда враг приблизился к Москве, было принято решение об эвакуации. Сначала предполагалось, что киностудия обоснуется где-то за Уралом, однако в конце концов и «Мосфильм», и «Ленфильм» оказались в Алма-Ате, на территории и в помещениях маленькой местной киностудии документальных фильмов.

В Казахстан приехала значительная часть оборудования, киносъёмочная аппаратура, плёнка, что-то из костюмов, какие-то базовые элементы декораций, но механический цех остался в Москве и ни на один день не прекращал работу, временно превратившись в оборонное предприятие. На новой, разумеется, временной базе таким крупным кинопроизводствам, как «Мосфильм» и «Ленфильм» не хватало площадей и реквизита для съёмок, электрической мощности для осветительных приборов и даже бензина для выезда на натуру. Поэтому, например, Александр Птушко, автор уникальных фильмов «Новый Гулливер» и «Золотой ключик», предложил в качестве павильона использовать цирк шапито, многие сцены снимали при дневном свете, разные картины снимали в одних и тех же декорациях, а грузовик использовали одновременно несколько съёмочных групп. Тем не менее в годы эвакуации на киностудии «Мосфильм» было снято, не считая боевых киносборников, 20 картин, в частности «В шесть часов вечера после войны», «Парень из нашего города», «Жди меня», «Иван Грозный».

Вы упомянули боевые киносборники, которые выпускались в Алма-Ате. Как это было организовано? Киностудия получала плёнки от фронтовых кинооператоров?

Нет, съёмочные группы «Мосфильма» и «Ленфильма» сами отправлялись из Казахстана на фронт. Работали там под пулями и бомбами, возвращались с уникальным кадрами и монтировали киносборники, состоявшие из материалов, отснятых операторами обеих студий. Кстати, многие сотрудники «Мосфильма» ушли на фронт добровольцами, многие сражались на подступах к Москве в ополчении. В годы войны на фронтах погибли 146 мосфильмовцев. В память о них на территории Киноконцерна установлена мемориальная стела.

Известна история, произошедшая с Иваном Пырьевым летом 1941 года, когда он заканчивал съёмки фильма «Свинарка и пастух» с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях. В первые же дни войны Пырьев вместе со своей съёмочной группой отправился в военкомат. Он уже прошёл медкомиссию, когда к дверям военкомата подкатила чёрная «Эмка». Из неё вышли сотрудники НКВД, взяли «под козырёк», усадили режиссёра в машину и сказали, что его дело — духоподъёмные фильмы снимать, а не в окопе сидеть.

«Мосфильм» оставался в Алма-Ате до мая 1945 года?

Частично. Уже в 19434-м,когда наступил перелом в войне, когда стало ясно, что столица в относительной безопасности, работники «Мосфильма» начали постепенно возвращаться. Тем не менее даже после победы некоторое число наших специалистов оставалось в Алма-Ате, чтобы помочь казахстанским коллегам в организации полноценной киностудии, способной выпускать не только документальные короткометражки, но и художественные киноленты. Работники «Мосфильма» организовали в Алма-Ате специальные обучающие курсы, делились опытом и даже оставили там кое-что из аппаратуры.

Всемирно известную эмблему «Мосфильма» зрители увидели на экранах сразу после войны?

Не сразу, а только через два года. Где-то в 1946 году был объявлен конкурс на эмблему-заставку, в котором победу одержала композиция «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной, венчавшая павильон СССР на международной выставке в Париже в 1937 году. Чтобы отснять заставку, киностудия заключила с Мухиной договор, по которому она изготовила уменьшенную копию скульптуры высотой около метра. Впервые в качестве официальной эмблемы «Мосфильма» творение Мухиной на фоне Спасской башни появилось в 1947 году в кинокомедии «Весна» Григория Александрова, где блистательно сыграли Любовь Орлова, Николай Черкасов, Фаина Раневская, Ростислав Плятт и Рина Зеленая.

Известно, что в первые послевоенные годы «Мосфильм» выпускал очень мало картин. С чем это связано?

Люди вернулись с фронта и из эвакуации, полные надежд и энтузиазма, но тут для «Мосфильма» открылась новая неожиданная страница его истории, связанная с общей политической ситуацией в стране. В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б), где отечественное кино подверглось разгромной критике за безыдейность, искажение советской действительности, заискивание перед Западом и отсутствие патриотизма. Ужесточилась цензура, многие представители творческой интеллигенции были отстранены от работы и репрессированы. Запретили к показу несколько замечательных картин, в частности вторую серию «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, который, не выдержав такого давления, получил инфаркт и через два года умер.

Мало того, Сталин потребовал снимать «лучше меньше, да лучше», но чтоб доходы от проката непременно росли. Политика «малокартинья» привела к постоянному снижению числа новых фильмов: если в 1946 году было снято 22 киноленты, в 1948 году — 18, то в 1951-м — всего семь, причём, только три художественные.

Вы говорили, что киностудия постоянно строилась и расширялась. В послевоенные годы тоже?

В первые послевоенные годы это только планировалось. В 1946-м было принято решение о расширении и реконструкции киностудии. Проект «Большого Мосфильма», одним из инициаторов которого был режиссёр Михаил Калатозов, представили для обсуждения в 1948 году. Строительство монументального киногорода в стиле сталинского ампира — с фонтанами, скверами, вычурными колоннадами и изваяниями, как на ВДНХ, — должно было начаться в 1949 году.

Прекращение работ по проекту «Большого Мосфильма» было связано со смертью Сталина?

На самом деле строительство не прекращалось, но в связи с появлением новых технологий и оборудования в кинопроизводстве оно стало вестись по существенно переработанному проекту. По счастью возведение «храмов искусства» в стиле сталинского ампира затянулось и после смерти Сталина проект был полностью пересмотрен и лишен чрезмерного декорирования.

Главное — с 1953 года началось творческое возрождение киностудии. На «Мосфильме» стали снимать цветные, широкоэкранные и широкоформатные картины. В режиссуре зазвучали такие имена, как Григорий Рошаль, Юлия Солнцева, Сергей Юткевич, Юлий Райзман, Александр Зархи, Григорий Чухрай, Александр Алов и Владимир Наумов, наконец Эльдар Рязанов, который снял немыслимую для 40-х и начала 50-х годов новогоднюю феерию «Карнавальная ночь». В этот же период на «Мосфильме» были созданы творческие объединения. Наделённые широкими полномочиями, они стали сами организовывать свою работу на всех этапах — от заказа сценариев до получения разрешений на прокат. Позже творческие объединения были созданы на всех киностудиях СССР.

Какое влияние на киноиндустрию вообще и на «Мосфильм» в частности оказала «оттепель»?

В конце 50-х, после ХХ съезда партии и развенчания «культа личности», отечественное кино вернулось от прославления трудовых и боевых подвигов советского народа под руководством Вождя к человеку как личности, к его внутреннему миру, к его повседневной жизни со всеми её проблемами. Работы наших режиссёров, сценаристов и актёров того времени получили признание не только в СССР, но и за рубежом. Например, картина «Летят журавли» Михаила Калатозова завоевала Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.

В начале 60-х на студию пришло новое поколение режиссёров: Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, Элем Климов и Марлен Хуциев, Георгий Данелия и Лариса Шепитько, Ролан Быков и Владимир Басов. Леонид Гайдай своими великолепными кинокомедиями поднял настроение всей стране, а Сергей Бондарчук, создав непревзойдённую экранизацию романа «Война и мир», впервые в отечественной истории завоевал «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кратно возросло число выпускаемых в прокат кинофильмов. Расширение киностудии дало возможность поднять производственную мощность «Мосфильма» до пятидесяти картин в год.

Вы перевернули ещё одну страницу истории «Мосфильма». А что было дальше?

У нас принято считать 70-е годы периодом «брежневского застоя». Однако, как это ни странно, усиление государственного регулирования практически не отразилось на качественном уровне кинолент, выпущенных на «Мосфильме», для которого полтора десятилетия с конца 60-х до середины 80-х можно смело назвать «Золотым веком».

Вспомните «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, «Афоню» Георгия Данелии, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая, «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну, «Калину красную» Василия Шукшина, «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Иронию судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» и «Гараж» Эльдара Рязанова. Оскароносным стал фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Что представляет собой «Мосфильм» сегодня?

«Мосфильму» довелось пережить трудные времена, начиная с 1986 года (когда государство, перестав контролировать кинопроизводство, прекратило и его финансирование) по конец 90-х. Тем не менее студии удалось сохранить всю свою киноколлекцию; кроме того, она стала оказывать производственные услуги сторонним продюсерским компаниям.

В 1998 году Генеральным директором «Мосфильма» стал кинорежиссёр Карен Георгиевич Шахназаров, который поставил себе цель превратить Киноконцерн в передовую студию мирового уровня. Все вырученные средства теперь вкладываются в техническое перевооружение — в новые кинокамеры, в осветительное оборудование, в цифровые средства, в аппаратуру звукозаписи, в реконструкцию павильонов.

Сегодня «Мосфильм» является одним из крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым высоким требованиям кинопроизводства как по уровню технического оснащения, так и по спектру оказываемых услуг. Оставаясь государственной структурой, «Мосфильм» работает и развивается исключительно на собственные средства, сохраняя рентабельность и находясь на полной самоокупаемости.

текст:
Михаил Берсеньев
фото:
Архивы пресс-служб