Московские театры. Премьеры сезона 2023 — 2024

Амадей
РЕКЛАМА
shore-house-village

Маугли

Московский театр юного зрителя

Маугли

Первый в нашей стране профессиональный театр для детей был открыт зимой 1920 года спектаклем «Маугли». Принимая творческую эстафету, свой сотый сезон МТЮЗ открывает премьерой постановки по этому же произведению.

Зрителю вновь предоставляется возможность погрузиться в мир, где соседствуют братство и предательство, опасность и жажда власти, любовь и красота, преданность и животный страх, мощь и хрупкость. Все эти вечные темы на сцене театра обрели небывалую зрелищность. Красочный, изобретательный, полный динамики и жизненной силы спектакль поражает воображение.

Артисты управляют огромными роботами-трансформерами, которые оборачиваются ритуальными масками животных, танцуют, поют… Спектакль говорит с залом на языке визуальной культуры, понятном всем вне зависимости от возраста, пола и опыта.

В ролях: Дмитрий Агафонов, Сергей Волков, Алёна Стебунова, Алексей Алексеев, Павел Поймалов, Ольга Гапоненко, Искандер Шайхутдинов, Сергей Кузнецов, Евгений Кутянин, Константин Ельчанинов. Постановка Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой.

 

Вальс простого карандаша

Московский театр юного зрителя

Вальс простого карандаша

Основой для спектакля послужили чудесные, нежные произведения поэта, писателя, журналиста и педагога Евгения Клюева.

Простой Карандаш не может не писать, это его призвание. Он пишет сказки, потому что без них действительность становится скучной и пресной.

Герои сказок Простого Карандаша — обычные, казалось бы, предметы, которые наделены необыкновенными способностями. Сердечко, вырезанное из картона, умеет любить весь мир. Надломленная дирижерская палочка способна создавать восхитительную музыку. Старое, усталое зеркало уже ничего не отражает, но и эта беда поправима.

В сказках Евгения Клюева дружба, творчество, сострадание, смелость и красота связаны самым важным человеческим свойством — добротой.

В ролях: Евгений Кутянин, Вячеслав Платонов, Ольга Гапоненко, Дарья Петрова, Илья Смирнов. Режиссёр и автор инсценировки Юлия Беляева.

  

Золушка

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Золушка

Невероятно трудно поставить спектакль, сравнимый со знаменитым фильмом 1947 года. Вспомните, Золушку там сыграла очаровательная Янина Жеймо, Принца — изящный Алексей Консовский, Короля — трогательный Эраст Гарин, Мачеху — великая Фаина Раневская, а её мужа, лесничего, — неподражаемый Василий Меркурьев. Десятилетиями в разговорах наших бабушек и дедушек, пап и мам мелькали фразы, которые придумал отнюдь не Шарль Перро, а блистательный Евгений Шварц: «Какое сказочное свинство!», «Связи связами, но надо же, в конце концов, и совесть иметь!», «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!», «Я не волшебник, я только учусь…», «Я хотел сразиться с бешеным медведем… ну, чтобы отдохнуть от домашних дел, дорогая…».

Но режиссер и актеры театра рискнули, и у них получилось. Родилась легкая, динамичная, искрящаяся юмором сказка о любви, способной творить чудеса, и о тех, кто верен мечте и никогда не сдаётся. Воображение постановщика и современные технологии сотворили на сцене настоящее чудо, и бесконечно добрая волшебная страна Евгения Шварца гармонично трансформировалась в мир фэнтези, где, как и в далёком послевоенном году «никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

В ролях: Елизавета Арзамасова, Ирина Линдт, Карина Стрелкова, Ольга Хохлова, Ольга Дубовицкая, Алексей Бирюков, Сергей Кисличенко, Николай Фёдоров, Семён Шевелин. Режиссёр Вячеслав Стародубцев.

 

Капитанская дочка

Государственный академический Малый театр России

Капитанская дочка

Этот исторический роман, замечательный памятник русской культуры, был впервые опубликованв в 1836 году и с тех пор не давал покоя театральным режиссерам и кинематографистам. Гениальное произведение Пушкина по меньшей мере 9 раз экранизировали, на его основе создали четыре оперы, один балет и не поддающееся учёту количество театральных постановок в жанре героической драмы. И это понятно, ведь нечасто так бывает, чтобы в одном литературном произведении на основе документально зафиксированных грозных событий гармонично соединились реальные исторические персонажи с придуманными автором лирическими героями.

«Береги честь смолоду» — пословица, послужившая эпиграфом к роману, стала отправной точкой для работы над его нынешней сценической адаптацией. Путь взросления Петра Андреевича Гринёва от «недоросля» до отважного офицера опасен и труден, судьба не раз испытывает героя, который даже в самые тяжелые минуты жизни сохраняет достоинство. «Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением на такие значимые вневременные темы, как смелость, верность долгу и себе, говорить без напыщенности — просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога», — говорит режиссер спектакля Станислав Сошников.

В ролях: Светлана Аманова, Александр Волков, Максим Путинцев, Кирилл Шварценберг, Алексей Коновалов, Виктор Бунаков, Александр Титоренко, Алёна Колесникова, Алина Колесникова, Анна Мадонова, Екатерина Казакова, Александр Никифоров, Максим Хрусталёв, Михаил Мартьянов, Михаил Зубарев, Владимир Носик, Сергей Видинеев, Андрей Манке, Игнатий Кузнецов, Виктор Андрианов, Евгений Воронов. Режиссёр-постановщик Станислав Сошников.

 

Фигаро

Московский театр на Таганке

Фигаро

Когда речь заходит о постановке произведений Шекспира или Лопе де Вега, Мольера или Скриба, Сухово-Кобылина или Островского, у режиссера-постановщика возникает вопрос: что лучше – современное прочтение или прочтение современников? Наверное, предпочтительнее выглядит второй вариант, хотя и первый может оказаться успешным, несмотря на оригинальность.

Пьер-Огюстен Карон был человеком неиссякаемой энергии и феерических талантов. Блестящий ум и колоссальный жизненный опыт отразились на содержании его пьес. Рассуждения героев Бомарше о любви и браке, об отношениях хозяев и подчиненных и в особенности о политике и дипломатии и сегодня не потеряли актуальность. За последние полвека великая пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» неоднократно ставилась в московских театрах. В этом сезоне спектакль рискнули поставить в театре на Таганке. Получилась «почти комедия», своеобразный «театр в театре», замешенный на своеобразной эстетике и здоровом юморе.

В ролях: Иван Лоскутов, Филипп Котов, Дарья Авратинская, Любовь Селютина, Лариса Долина, Никита Лучихин, Ирина Апексимова, Игорь Ларин, Сергей Ушаков, Роман Колотухин, Александр Резалин, Максим Трофимчук, Надежда Флёрова, Кирилл Янчевский. Режиссёр Денис Бокурадзе.

 

Занавес

Московский художественный театр имени А.П. Чехова

Занавес

Закулисье — запретная зона, место, куда рядовой публике вход строжайше запрещён. А как же хочется многим театралам «хоть одним глазком» заглянуть туда, за занавес, где обитают их кумиры, удивительные существа, которые всего за один сезон имеют возможность прожить несколько «чужих» жизней, побывать в разных городах, странах и временах. Зрители ничего толком не знают о том, что творится в пропахших костюмной пылью и гримом уборных, однако временами искаженные домыслами слухи и лживые суждения «посвященных» до них всё-таки докатываются. Что же на самом деле происходит в пространстве между огнями рампы и служебным входом? Правда ли, что актерам удается, по словам Станиславского, «создавать свою, особую, прекрасную жизнь…»? Об этом, после того как раздвигается полосатый занавес с традиционной чайкой, рассказывают ведущие актрисы МХТ. Именно об этом, ведь документальная пьеса Андрея Стадникова основана на реальных беседах с женщинами знаменитого на весь мир дома в Камергерском переулке.

В ролях: Мария Сокольская, Ольга Воронина, Анастасия Скорик, Мария Зорина, Надежда Жарычева, Елизавета Ермакова, Мария Сокова, Мария Карпова, Дарья Юрская, Маргарита Якимова. Режиссёр Юрий Квятковский.

 

Полярная болезнь

Московский художественный театр имени А.П. Чехова

Полярная болезнь

Место действия — заполярная тундра, время действия — утро, год — 1996. Страна в неустойчивом равновесье, граждане — тоже. В хороших, «жирных» организациях зарплату выдают в У. Е. (если кто-то не знает или забыл, У. Е. — это свободно конвертируемая валюта). В конторах похуже работникам приходится довольствоваться тающими на глазах рублями и бартером.

На обледенелой обочине заснеженного шоссе останавливается автобус. Полярная ночь или еще не наступила, или уже закончилась, и на безоблачном небе блестит низкое, не греющее солнце. Среди покинувших автобус пассажиров три женщины — Татьяна, Валя и Люба. Они нездешние, чужие, они приехали издалека, оставив насиженные места, и у каждой из них была своя причина отправиться сюда, в ледяную пустыню за Полярным кругом.

В ролях: Валерий Трошин, Алексей Варущенко, Ольга Литвинова, Юлия Чебакова, Янина Колесниченко, Алёна Хованская, Дарья Юрская, Елизавета Орлова, Маргарита Якимова, Армен Арушанян.

Режиссёр Марина Брусникина.

 

Амадей

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Амадей

Пьесу, на основе которой поставлен спектакль, в 1979 году написал выдающийся британский драматург и сценарист, обладатель «Золотого глобуса» и «Оскара» Питер Шеффер, находившийся в то время под сильным впечатлением от прочтения «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.

История, пересказанная Шеффером, начинается в 60-е годы XVIII века, когда вундеркинд Моцарт только начал удивлять ценителей своим поразительным мастерством, а взрослый, упорный Сальери вымаливал (и, как ему казалось, успешно) у Всевышнего дар непревзойденного музыканта. Через несколько лет, встретившись с Моцартом и услышав игру этого безбашенного юнца, прилежный католик Сальери решил, что Господь попросту обманул его, наделив великим даром развязного грубияна. Ему начинает казаться, что Бог избрал Моцарта в качестве проводника небесной музыки, чтобы поиздеваться именно над ним, трудолюбивым и почтенным Сальери. Тогда Сальери отрекается от Бога и клянётся отомстить Ему, уничтожив Моцарта.

В ролях: Александр Рыщенков, Олег Макаров, Виктор Добронравов, Евгений Косырев, Алексей Гуськов, Екатерина Крамзина, Фёдор Воронцов, Каролина Койцан. Режиссёр Анатолий Шульев.

 

Феллини. 8 1/2

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Феллини. 8 1/2

Успешный кинорежиссёр собирается снимать очередной фильм. Уже потрачены огромные средства и задействовано большое число актёров. Но работа у героя не идет, очевидно, что он в творческом кризисе, причина которого — разочарование в жизни и любви. Киностудия требует начинать съёмки, на него давят продюсеры, журналисты, актёры, но в сознании режиссёра будущая картина никак не складывается. Он начинает потихоньку ненавидеть задуманную картину, и чтобы сдвинуться с мёртвой точки, решает обратиться к своему подсознанию, снам и фантазиям. Эти поиски приводят героя к неожиданным открытиям и ставят перед непростым выбором. Пронизанная иронией и тонким юмором пьеса «8 1/2» — по сути документальная, хоть и слегка сюрреалистическая история, аккуратно «вырезанная» из жизни её автора, выдающегося итальянского кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини, обладателя пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

В ролях: Владимир Вдовиченков, Олег Форостенко, Елена Мельникова, Анна Дубровская, Ася Домская, Яна Соболевская, Олег Лопухов, Вера Новикова, Агнесса Петерсон, Юрий Шлыков, Наталья Масич, Каролина Койцан, Светлана Йозефий, Владислав Демченко, Юрий Красков. Режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек.

 

Супружеская жизнь. Перестройка

Государственный академический театр имени Моссовета

Супружеская жизнь. Перестройка

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этими первыми двенадцатью словами романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» вполне можно описать взаимоотношения героев пьесы Ингмара Бергмана, по мотивам которой создан спектакль «Супружеская жизнь. Перестройка».

Перед зрителем разворачивается история вроде бы благополучной семьи, которую долгие годы совместной жизни, усталость, неуверенность в чувствах, наконец, измена приводят на грань развода. Однако герои не могут жить друг без друга: реальное расставание неожиданно оказывается хорошим поводом проявить друг к другу сострадание, оборачивается пониманием и искренностью, чувства вспыхивают с новой, неожиданной силой.

Андрей Кончаловский уже обращался к этому произведению шведского автора, поставив спектакль в Неаполе и соответственно перенеся действие в Италию. В версии для театра им. Моссовета события разворачиваются в России 90-х годов. По словам режиссера-постановщика: «Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров, но это не лишает спектакль гениального проникновения Бергмана в сущность отношений между мужчиной и женщиной».

В ролях: Алексей Розин, Юлия Высоцкая. Режиссёр Андрей Кончаловский.

 

текст:
Мария Голова
фото:
архивы пресс-служб