Не только стол и стул: как организовать рабочее место для школьника
Чтобы школьнику не пришлось выполнять домашние задания за кухонным столом или полулёжа на диване, важно заранее спланировать для него комфортную рабочую зону. Это сделает учебный процесс максимально удобным и приятным для ребёнка любого возраста. Ольга Попова, руководитель категории «Дом, обустройство, дача» сервиса «Авито», рассказывает, на что обратить внимание при организации рабочего места для школьника.
Стол
Выбирая стол для ученика, определитесь с основными параметрами: высотой изделия, а также шириной и глубиной столешницы. Правильно подобрать высоту поможет ГОСТ №110015-93. Родителям подростков с этой задачей справиться легче: при росте ребёнка от 150 см и выше уместно приобрести стол стандартного «взрослого» размера (обычно 70–80 см). Что же касается стола для младшего школьника, он должен быть ощутимо ниже. Для детей шести-семи лет ростом 115–130 см оптимальная высота стола составляет 52–58 см, для детей восьми — десяти лет ростом 130–150 см — 64–70 см.
Чтобы не приходилось покупать новый стол раз в два года, можно остановить выбор на парте-трансформере, которая будет расти вместе с ребёнком. Цены на такие столы выше, чем на обычные, но в интернете всегда найдутся варианты на любой кошелёк. Например, на «Авито» можно выбрать парту-трансформер от 1500 рублей. Плюс площадки в том, что здесь можно найти как б/у товары, так и новые, из магазина. Просто настройте на сайте фильтры и подберите подходящий вариант по доступной цене. Если вы всё же планируете организовать ребёнку рабочее место за столом стандартного размера, то приспособить его под рост ученика поможет регулирующийся по высоте стул в комплекте с подставкой для ног.
Модный тренд, который набирает обороты в последние годы, — рабочее место, организованное на разных уровнях. За ним ученик может заниматься и сидя, и стоя. Смена позы во время учёбы помогает дольше концентрировать внимание и лучше усваивать материал, а также является хорошей профилактикой сидячего образа жизни. Высокий стол-трансформер или дополнительная столешница — это ещё и удобная поверхность для размещения ноутбука. Такой вариант хорошо подойдёт старшим школьникам.
Важно, чтобы ширина столешницы позволяла ученику комфортно разместить локти на столе. Таким образом, нагрузка на мышцы плечевого пояса и спины будет распределяться равномерно, не нанося вред осанке. Минимальная рекомендуемая ширина столешницы — от 70 см. С глубиной столешницы также возможны варианты. Достаточная для выполнения письменных заданий глубина — 40 см. Если планируется разместить на столе ноутбук или установить органайзеры / полки для книг и тетрадей — добавляем еще 20–30 см.
Стул
При выборе стула нужно прежде всего ориентироваться на возраст ученика. Младшему школьнику лучше выбрать анатомический стул без колёс, чтобы ребёнок не отвлекался на катание по комнате, а вот средним и старшим школьникам мобильность совсем не повредит — подъехав ближе, им удобнее будет доставать с полок и стеллажей нужные для учёбы материалы. Стул подобран правильно, если при ровной посадке со спиной, прижатой к спинке, стопы ученика плотно стоят на полу, а столешница расположена напротив солнечного сплетения.
Свет
Освещение рабочей зоны важно организовать правильно вне зависимости от возраста ребёнка. Нагрузка на зрение во время учёбы значительно увеличивается, и крайне важно не создавать глазам школьника дополнительного стресса в виде недостатка света. Правильнее всего расположить рабочее место ребёнка у окна, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа — для левшей. Подсветку стола следует организовывать, следуя тому же принципу. При выборе типа лампы стоит категорически отказаться от галогенных и люминесцентных ламп, которые создают дополнительное неудобство для глаз из-за мерцания и световой температуры.
Шкафы и полки
Правильная организация систем хранения на рабочем месте — ещё один способ помочь ребёнку лучше концентрироваться на учебных задачах, не отвлекаясь на долгий поиск нужного учебника или линейки. Помогите развить навык поддержания порядка на рабочем столе своему младшему школьнику — и к старшим классам он будет самостоятельно справляться с этой задачей на отлично. Удобно, когда всё необходимое для учёбы и выполнения домашних заданий находится под рукой: учебники, тетради, ручки, краски и т.д. Если старший школьник переживёт необходимость сделать пару шагов к шкафу с учебниками в другом конце комнаты, то младшего школьника такое «путешествие» запросто может сбить с рабочей волны.
Для упорядочивания школьных ресурсов подойдут органайзеры, полки, шкафы, ящики. Единственное важное правило при размещении модулей для хранения — ребёнок должен иметь возможность дотянуться до них без скамеек или лесенок. К тому же сегодня придумано немало приспособлений для хранения и упорядочивания учебных материалов, существенно облегчающих организацию рабочего пространства. Например, специальные разделители для книг и тетрадей, которые монтируются прямо на стол, на «Авито» можно найти по цене от 100 рублей.
Аксессуары
Что ещё уместно разместить на рабочем месте? Не будут ли постеры на стенах, фотографии или безделушки на полках отвлекать ребёнка от выполнения домашней работы? За своим рабочим столом школьник будет проводить не менее двух-трёх часов каждый день. Даже если стол, стул, свет и модули хранения будут подобраны идеально с точки зрения размеров и требований эргономики, никто не отменял самого важного правила: рабочее место должно обязательно нравиться, вызывать положительные эмоции и желание учиться с удовольствием. Если ребёнку хочется посадить рядом любимую игрушку или повесить постер с мультгероем, стоит прислушаться к его мнению — так ему будет легче и комфортнее проводить время за уроками.
текст:
Ольга Попова
фото:
архивы пресс-служб