Новые смыслы в старой игрушке
К психологам часто обращаются родители малышей дошкольного возраста и детей постарше с вопросами относительно игрушек. Они интересуются, почему та или иная игрушка полностью завладела интересом ребёнка и стала единственно любимой. О вероятной причине сложившейся ситуации читателям Babyer рассказывает аналитический психолог, сертифицированный специалист по работе с методами глубинной психологии Екатерина Кондратенко.
Игрушка — неизменный спутник ребёнка с первых дней жизни. Так, с помощью яркой погремушки взрослый общается с младенцем. Действия с погремушкой обычно подкрепляются мимикой и словами. К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает причинно-следственную связь: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук. Условно игрушки можно разделить на образные и побуждающие к действию. В течение всего дошкольного детства ребёнку необходимы образные игрушки, они выполняют различные важные функции в психическом и эмоциональном развитии малыша. Образной можно назвать любую игрушку, отражающую в себе образ человека, животного и любого другого одушевлённого существа. Куклы и медвежата не только участвуют во всех детских играх, но и выступают идеальным партнёром по общению, с которым можно поговорить, поделиться своими радостями и печалями. Во время игры ребёнок передаёт кукле свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его.
Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение. Мягкий друг вызывает нежное отношение, развивает эмпатию, ребёнок обнимает, гладит его, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью. Нередко дети любят засыпать, обняв любимую игрушку. Психологи советуют родителям обращать внимание на образы игрушек, которым отдаёт предпочтение их ребёнок. При всем своём многообразии игрушечные звери наделяются определёнными чертами характера. Дети ассоциируют себя со своими игрушками, поэтому, понаблюдав за выбором своего малыша, вы можете много узнать о его характере и вовремя, с любовью подкорректировать некоторые качества.
Котик ценит удобство и уют, он ласковый и грациозный. Из негативных качеств кошки можно отметить склонность к капризам и эмоциональную закрытость. Жизнерадостная собачка — весёлая и верная, однако подчас излишне прямолинейная. Медведь сильный и добродушный. Его сложно вывести из себя, но, если это случилось, он становится неуправляемым. Зайка очень подвижный и дружелюбный, но не умеет постоять за себя, возможно, родителям надо проговорить это с ребёнком и начать водить его, например, в спортивные секции. Ассоциируя себя с лошадкой, ребёнок стремится быть сильным и выносливым, работоспособным и терпеливым. В таком случае родителям стоит обратить внимание на возможную склонность ребёнка к не всегда оправданному самопожертвованию и подчинению и заняться коррекцией этого вопроса ещё в раннем возрасте.
Если малыш чаще выбирает побуждающие к действию игры —конструкторы, кубики, машинки и железные дороги, — определенно, у него есть задатки лидера и в будущем он будет придерживаться активной позиции. Если ребёнок проводит много времени, играя в мяч, у вас растёт уверенный в себе, амбициозный и деятельный человек. Но, возможно, часто ему более интересен сам процесс, нежели результат своих действий. Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой, когда игрушка наказывается, бросается на пол. Но на самом деле это нормально, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая неодушевлённую игрушку и живой объект, на который он сердится, но которому не хочет сделать больно.
Считается, что игрушки также способствуют усвоению половой роли, что сказывается на выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверьки. Не стоит беспокоиться, если ваш мальчик долгое время не выпускает из рук любимого плюшевого медвежонка, а у девочки в приоритете машинка. Детская психика очень интуитивна и пластична, и такой выбор игрушки может указывать на особенности характера либо особенности роста и созревания его личной индивидуальности. Взрослым нежелательно заострять на этом внимание и забирать, заменять нестандартные детские игрушки своего любимого малыша. Психика яркой личности, талантливого человека развивается по своим законам. Вполне возможно, в вашей семье уже растут великие незаурядные личности, такие как Одри Хепбёрн или Альберт Эйнштейн, которые в детстве тоже удивляли своих родителей необычным выбором игр и игрушек. Одна из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, утончённая элегантная леди и непревзойдённая красавица в детстве была настоящим сорванцом! Девочка устраивала настоящие баталии с соседскими мальчишками, виртуозно владела рогаткой и просто обожала лазить по деревьям. А когда гениальный физик Альберт Эйнштейн был маленьким, взрослые его совсем не понимали. Это был очень застенчивый и молчаливый мальчик. Альберт поздно научился говорить. Просто малыш не видел в этом смысла — контакт с окружающими налаживать не хотелось, а играть в тишине с любимым плюшевым зайцем было так хорошо…
«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет исключительно материнский инстинкт, — пишет известный детский психолог, автор книги „Окна в мир ребёнка” Вайолет Оклендер. — Девочка, беседуя с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Именно поэтому куклы-девочки вызывают у мальчиков меньше интереса ввиду явной половой неидентичности. Поэтому очень желательно покупать мальчикам игрушечных солдатиков, ковбоев и т.д. Любители таких игрушек, как правило, добиваются успеха в сферах, в которых можно применить интеллект и стратегическое мышление. Выбор и отношения ребёнка с любимой игрушкой многое расскажут внимательному родителю. Также довольно часто случается, что у детей появляется вымышленный друг, который существует только в его фантазиях и помогает ему справляться с психологическими нагрузками и сложностями общения со сверстниками. В таких случаях необходимо уделить особое внимание коммуникативным навыкам ребёнка, понаблюдать за ним, чтобы понять, почему ребёнку сложно общаться, и подсказать, как нужно поступать.
Важно мягко, тактично, с уважением к личности своего ребёнка расспросить его об отношениях с друзьями, всё ли хорошо, не обижают ли его. Разговор можно построить в игровой форме, привлечь некогда любимую образную игрушку. Пусть в этом мини-театре зайчик или кукла озвучит вашими словами все родительские вопросы и опасения. Обычно дети охотно вступают в игру и раскрываются, рассказывают о своих затруднениях. И вот когда ребёнок выговорился, снял напряжение и почувствовал поддержку, становится намного проще поправить ситуацию. Вместе разберите проблему и посоветуйте ребёнку, как с ней справиться. И пусть игрушки ваших детей всегда будут вашими добрыми подсказчиками и помощниками.
текст:
Екатерина Кондратенко
иллюстрация:
Илья Мигачёв