Виктория Богданова
РЕКЛАМА
Mag_SODA

Они другие

Современные подростки составляют существенную часть активного общества. Растёт новое поколение ребят: ярких, дерзких, независимых, с выраженными лидерскими качествами, которые в состоянии самостоятельно реализовать самые смелые планы и идеи. Как родителям помочь своим детям сохранить яркую индивидуальность, а в нелёгкий подростковый период жизни направить их юношеский пыл на путь созидания, выясним у семейного психолога Виктории Богдановой, специалиста по экзистенциальной терапии и психосоматике на базе Новой германской медицины.

Вопросы, которые мы обсудим, будут полезны не только для подростков, но и для многих взрослых. Ведь внутренний подросток живёт в каждом из нас. А понимание, что движет действиями подрастающего ребёнка, поможет объяснить родителям, что в непростой период взросления, когда происходит становление личности, важно быть рядом, уметь найти с подростком общий язык и грамотно поддержать в нужную минуту.

 Эмансипирование

 Эмансипирование, или психологическое отделение от родителей, — одна из первых подростковых реакций, когда ребёнок готов психологически отделяться от родителей и начать жить своими интересами. Это важный этап в его жизни. Подростку необходимо отстоять себя психологически и начать жить своими интересами, которые касаются его друзей, хобби, внешности, одежды, цвета волос. В какой-то момент ему придётся отстоять свои отношения и даже любовь. Далеко не все родители готовы отпустить своего ребёнка, продолжают довлеть над ним. Даже если взгляды ребёнка сильно отличаются от ваших, необходимо помочь ему психологически отделиться. Постарайтесь понять ребёнка, быть терпимее. В противном случае, когда в очередной раз не удастся отстоять свои позиции, ваше чадо может начать уступать сначала вам, а потом и другим людям, жертвовать своей уникальностью, мечтами, желаниями.

Свет мой, зеркальце

 В детстве мы себе нравимся, с любопытством разглядываем своё отражение в зеркале. В подростковости всё меняется. Подросток зациклен на своей внешности и редко доволен собой. Видя себя в зеркале, он обязательно хочет что-то исправить: цвет глаз, длину ног, рост, фигуру и т.п. Крайние случаи полного непринятия себя — анорексия или булимия. Пережить этап взросления помогает мать. Для подростка важно, как самый близкий для него человек воспринимает его тело, его внешность. Здоровая реакция матери поможет подростку эту реакцию пережить.

Самопознание и рефлексия

 От ребёнка подростка отличает способность осознавать себя. «Меня не понимают» — часто слышат родители от своих детей. Помочь осознать своё «я» помогут письма, анкеты, дневники, тесты. Подростку нужно высказаться, но порой ему сложно поговорить с родными и близкими — возникает страх, что тебя не поймут. Хорошим решением будет доверить свои мысли дневнику, заполняя который, ты можешь глубже понимать и осознавать себя. Рефлексией считается и ведение блогов в соцсетях, и заметки на телефоне. Родителям желательно избавиться от привычки непрерывно контролировать своё чадо. Не заглядывайте в его дневники. Это не сделает вас ближе, но может надолго оттолкнуть ребёнка от вас. Если подросток узнает о том, что вы вторглись на его территорию и читали его дневник, то вы надолго можете потерять его доверие. Будьте рядом, и он сам поделится с вами своими мыслями.

Любимая музыка

 Прослушивание любимой музыки облегчает глубокие переживания в подростковом возрасте. Запрещая подростку слушать любимую музыку, тем самым вы недооцениваете и даже обесцениваете его выбор.

Группирование

 Подросткам свойственно группирование. В разных группах он может пробовать на себе различные роли и не обязательно везде будет самым лучшим. Определённая выгода и преимущество есть в каждой роли. Ошибочно думать, что необходимо быть лидером во всех группах, коллективах. Иногда сами родители сложнее переживают, когда их ребёнок, весь такой успешный, попадает в новый коллектив, где сдаёт свои лидерские позиции. Побывав в разных ролях, ваш ребёнок поймёт свои сильные и слабые стороны, оценит, в чём его преимущество перед другими.

Сексуальность

 Несмотря на то что сексуальность и либидо существуют с самого рождения человека, именно в подростковом возрасте происходит расцвет сексуальной энергии. В это время подросток совсем по-другому ощущает своё тело и ему трудно понять, как с этим жить и что с этим делать. Он наполнен инстинктом сексуальности. Порой это вызывает у него ощущение страха, тревоги. Петтинг, когда подростки начинают тереться, прижиматься друг к другу, — естественная потребность в этом возрасте. Сексуальность проявляется в том числе и через мастурбацию, которая совершенно свойственна в этот период. Подростки проявляют активный контактный интерес друг к другу, учатся целоваться. Уважаемые взрослые, вспомните самих себя: что вас влекло в юношеские годы, как вы себя ощущали, что чувствовали, и тогда разговаривать со своим ребёнком на щекотливые темы вам будет намного спокойнее и проще. Подросткам с 15–16 лет и их родителям можно посмотреть британский комедийно-драматический телесериал «Половое воспитание» (Sex Education), рассказывающий о проблемах учащихся средней школы. Секс в сериале показан как способ разобраться в себе, понять взаимоотношения мужчин и женщин, мужчин и мужчин, женщин и женщин не только в рамках чего-то интимного, но и просто дружбы, общения, влюблённости.

Хобби

 Хобби — важное постоянное увлечение, которое отделяет подростка от ребёнка. Спорт, танцы, музыка, посещение картинных галерей, коллекционирование. С появлением хобби у подростка появляется внутренний стандарт, некий образец, что для него красиво и некрасиво. Став взрослым, он ориентируется на тот стандарт, который закладывался в подростковом возрасте.

Нарушение границ

 Разбитое окно в доме, школьная драка, кража в магазине, проявление грубости и неуважения к учителю — оказывается, это тоже важный этап в жизни подростка. Через эти действия происходит понимание, что хорошо и что плохо. Нарушая границы, он осознаёт, где они есть и какие последствия его ожидают, когда он их перейдёт. Возникает вопрос ответственности. Подросток понимает, что, перейдя границы, он должен будет отвечать за свои действия.

Отношение к смерти

 Самый важный момент, который кардинально различает подростка и ребёнка, — это смерть. В отличие от ребёнка подросток способен пережить смерть близкого человека, сверстника, друга, любимого животного. Однако очень часто родители недооценивают, а порой обесценивают эти моменты, слишком легко воспринимают. Не разговаривают, не спрашивают, как подросток себя чувствует, что с ним происходит, или замалчивают эти процессы. А ведь у подростка в этот момент возникает очень важное понимание, что он конечен, он смертен. Смерть говорит нам: «Делай сейчас». Если в подростковом возрасте мы поняли, что наша жизнь конечна, не может быть отложена на потом и есть решения, которые мы можем принять сегодня и следовать им, то наша жизнь становится более наполненной решениями и действиями. Очень важно на фоне смерти находить ресурс, увидеть фигуру ваших возможностей. Тем, кто ещё не читал, очень рекомендую прочитать последние части «Гарри Поттера» под названием «Дары Смерти», где главный герой адекватно и осознанно переживает смерть близких, смерть своего учителя, где показано, как приходит осознание своей смертности.

Лови рыбку

 Бывает, что подросток не принимает решение и застаивается в энергии бездействия. Либо рассуждает о высоких материях, но при этом ничего не делает. Если он хочет спасать мир, то пусть начнёт с того, что пристроит бездомную кошку в приют и доведёт начатое дело до конца. Задача родителей — привить подростку самостоятельность и побудить на конкретное действие, научить не только кушать рыбку, но и ловить её.

Самооценка

 С какой самооценкой ваш ребёнок пойдёт по жизни? Само слово говорит о важности этого понятия. Различают самооценку сознательную и бессознательную, адекватную и неадекватную. Сознательная самооценка — когда уровень наших достижений соотносится с уровнем наших притязаний. Если представить самооценку в виде дроби, то в числителе будет уровень достижений, в знаменателе — уровень притязаний. При адекватной самооценке результат дроби равен 1. Если результат >1, то самооценка завышена, если <1, то самооценка занижена. Бессознательная самооценка формируется до пяти лет и складывается за счёт того, как к нам относились родители, что они транслировали по отношению к нам, как они относились сами к себе.

Люди с адекватной, здоровой самооценкой не сомневаются в своих способностях, могут полагаться на свои желания, на свои решения, которые могут принимать самостоятельно. При этом они считаются с решениями других людей, обращаются к ним как к равным себе. Они спокойно могут реагировать, если с их мнением не согласны, могут принимать инаковость другого человека. Такие люди в случае неудачи способны сделать вывод, взять из этой ситуации важный для себя опыт, чтобы в другой раз, возможно, повести себя по-другому. Они не робкие, не застенчивые, но при этом не наглые. Им не свойственно отвергать похвалу, они могут принять благодарность другого человека. Ведь человек, который не может искренне принять благодарность другого человека, не ценит свой труд.

Люди с неадекватной, заниженной самооценкой безумно чувствительны к вниманию или невниманию (игнорированию) другого человека. Они всё берут на свой счёт. Считают себя неинтересными, некрасивыми, неполноценными. Они боятся ответственности, боятся не справиться с возложенными на них обязанностями. Часто такие люди «промечтовывают» свою жизнь. Проживают жизнь в воображении, но при этом не предпринимают действий для реализации своей мечты, оправдывая своё бездействие вымышленными причинами.

Не редкость и люди с завышенной самооценкой, которые переоценивает свои возможности и способности. Эти люди эгоистичные, безусловно уверены в своей правоте. Они не видят недостатков в собственных поступках. Они могут доказывать и навязывать собственное мнение, при этом не понимают и не принимают своих негативных черт.

Интересно, как всемирно известные мыслители, специалисты в области психологии говорили об адекватных людях. Американский психолог Абрахам Маслоу выделял следующие качества адекватной личности: эффективное восприятие реальности, способность к юмору, принятие себя и других людей, личная автономия, способность к спонтанности, наличие жизнеутверждающей философии. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал адекватными тех, кто способен к любви и труду. По мнению психиатра Альфреда Адлера, у адекватной личности должен присутствовать социальный интерес для взаимодействия.

Подростки часто совершают неадекватные поступки, но рано или поздно подростковый возраст пройдёт. Чтобы ваш ребёнок стал взрослым, самостоятельным человеком, ответственным за свои поступки, ему очень важно прожить подростковые реакции — те реакции, которые отличают подростка от ребёнка. Именно в подростковый период наши дети наиболее ранимы и чувствительны к чужому мнению. Они сравнивают себя со сверстниками, с одноклассниками, с родителями. Эти сравнения бывают весьма болезненными для них. Но именно тогда формируется их самооценка. Резкая, грубая реакция на импульсивные действия подростка может препятствовать его доверительным отношениям с людьми. Негативные воспоминания о подростковом периоде влияют на процесс достижения целей во взрослой жизни, принятие важных решений, формирование активной жизненной позиции. Если не ощутить, не осознать в положенное время все процессы переходного периода, подросток неизбежно столкнётся с ними, став взрослым. Подростковый период является одним из самых болезненных, уязвимых и достаточно сложных этапов в развитии личности человека, его родных и близких. Все через него проходят и переносят этот период по-разному.

Каким бы сложным ни было время подростковых перипетий, я желаю всем родителям сохранить тёплые отношения в семье и не забывать, что даже самые осознанные, сильные и уверенные в себе подростки нуждаются в том, чтобы их просто слушали и слышали — без дальнейших наставлений, советов и рекомендаций. Необходимо, чтобы ваши подрастающие дети знали и чувствовали, что близкие для них люди понимают и принимают их, даже если они думают и делают не то и не так, как взрослые. Ведь наши дети не обязаны быть такими, как мы. Они уникальны — каждый по-своему. Они другие!

текст:
Виктория Богданова
@victoria_bogdanova
фото:
Юлия Лакизо

 

Екатерина НаркевичЕкатерина Наркевич

Врач-психиатр, психотерапевт клинико-диагностического центра «Медси», к.м.н.

Наши подростки — яркие представители поколений альфа и Z. Поколение альфа — наследники поколения Y, дети миллениалов, родившиеся после 2010 года. Для этих ребят характерны высокая технологическая осведомлённость и доступность любой информации. К их услугам не только реальный, но и виртуальный мир. Реальный мир у этих детей находится на одной шкале ценностей с виртуальным. Они свободно перемещаются из одного в другой, потому что привыкли, что картинка на экране всё больше похожа на ту, которая их окружает в жизни. Они с пелёнок знакомы с гаджетами, поэтому обретают навык пользования всевозможными интернет-сервисами раньше, чем начинают читать и писать. Неудивительно, что эти дети с ранних лет учатся выбирать сами, что и как им смотреть в интернете, поэтому для них крайне важна свобода выбора и персонализация. Люди нового поколения знают, что у каждого есть свой личный аккаунт в соцсетях, где можно формировать индивидуальную ленту, исходя из своих предпочтений. Они привыкли, что умный алгоритм сможет составить список мультфильмов или музыки на основе предыдущих просмотров и прослушиваний. Примерно 90% современных детей уже к двум годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в три-четыре года. Так что можно с уверенностью сказать: к тому времени, как люди альфа подрастут, они будут жить в особом пространстве, словно специально сконструированном под их нужды.

Отношения с предыдущим поколением у детей альфа намного лучше, чем у их предшественников, а эмоциональная связь выше. У этих детей много общего с родителями, ведь зачастую у них схожие интересы. Они вместе играют в онлайн-игры, создают блоги. Так же, как и их предшественники, представители поколения альфа являются глобально мыслящими людьми, уважающими мнения, личные пространства, умеющие ценить по заслугам и игнорировать посредственности. Это свободные люди, не поддерживающие деление людей на расы, религии или социальные сословия. Это как бы уравнивает детей и взрослых, а значит, последние больше не доминируют. Безусловно, у этих детей ни на что не похожий интеллект, и даже демографы не понимают, какими вырастут люди альфа и какие у них будут ценности. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта. Исследования показывают, что именно совместные семейные привычки потребления контента становятся важной чертой современного воспитания. Альфы станут полноценными членами общества, обращаясь в виртуальную реальность за образованием или разумным ненавязчивым развлечением. Главный совет всем родителям — интересуйтесь, чем занят ребёнок в свободное время. И посвящайте ему ваше время, не теряйте эмоциональной связи с ним, чтобы в его жизни не появились авторитеты, которым его судьба абсолютно неинтересна.

 

Наталья БуткевичНаталья Буткевич

Специалист в области причинно-следственных связей, космоэнергетик, телеведущая, редактор нашей рубрики «Смысл жизни»

Среди ребят подрастающего поколения сегодня даже опытному учителю не сразу удастся определить характер и способности ребёнка и уж тем более увидеть его особенный яркий внутренний мир. А вместе с тем среди них большое количество талантливых, ярких, неординарных и любознательных детей, к которым более актуален индивидуальный подход в обучении. Это дети нового сознания и нового света, с изменённой структурой ДНК, уникальными возможностями, непростым характером и очень сильным иммунитетом. Они уверены в себе, в своей значимости, своих силах и возможностях, у них высокая самооценка. Они знают о себе гораздо больше, чем способны увидеть в них окружающие, потому как изначально рождаются людьми зрелыми, сформировавшимися, несущими в себе определённый объём информации, людьми будущего, но рождёнными здесь и сейчас. Для учёных, исследующих уникальность нового поколения, совсем неудивительным становится тот факт, что, генетически обладая определённой информацией, они рано начинают говорить, часто сразу полными предложениями, а не отдельными словами, у них рано проявляются склонности к чтению и счёту. Их всегда интересуют те развивающие игры, что предназначены для детей более старшего возраста, ибо развиваются они очень быстро и не устают удивлять окружающих своими способностями. Им без труда даётся то, что не под силу многим взрослым. А благодаря гибкому и подвижному сознанию они обладают высоким уровнем интеллекта. Особый интерес у них вызывают законы природы: почему всё происходит так, а не иначе; почему всё именно так работает. Их невозможно заставить сделать что-либо, если им это не нравится, требуется предварительное объяснение, почему нужно сделать так, а не иначе. Им изначально свойственно понимание этого мира, но с помощью таких знаний они могут реализовать свои стремления. Всё, что происходит вокруг них, воспринимается как источник информации. Дети нового поколения во всём ориентируются на свои внутренние чувства, потому что обладают богатыми интуитивными знаниями. Все решения принимают, опираясь на свою интуицию, которой не только обладают, но и которую умеют слышать, и она их не подводит. Они поистине мудры и знают такие вещи, которые другим, даже взрослым, неведомы. Не стоит говорить им, кто они сейчас и кем они станут впоследствии, — они знают это лучше вас! Дети нового поколения помогают нам в поисках истины, мира, добра и смысла жизни. Многие психологи уже назвали их «спасителями мира». Для них не существует авторитетов, барьеров, им не знакомо чувство страха. Именно поэтому разговор с ними важнее, чем банальная диктатура, а установление прочных социальных связей — необходимость. Если им удаётся достичь гармонии в душе и нужного баланса, они способны стать невероятно успешными и покорить весь мир! Они стремятся к этому и так отстаивают право быть собой и быть счастливыми!