Ошибки родителей при выборе репетитора
На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребёнка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице. А предстоящее окончание учебного года уже сейчас заставляет нервничать и родителей, и школьников. Поэтому почти каждый родитель рано или поздно задумывается о том, что ребёнку нужен репетитор. И здесь возникают такие вопросы: как не ошибиться с выбором репетитора, где найти достойного, опытного специалиста и каким требованиям должен соответствовать тот или иной преподаватель? Итак, сейчас мы с вами рассмотрим главные критерии, предъявляемые к репетиторам, и раскроем секреты успешного и эффективного выбора «домашнего наставника».
Прежде чем приступать к выбору репетитора, для родителей важно конкретно определиться с целью своего поиска, то есть ответить на вопрос: для чего необходима помощь специалиста?
- Чтобы ребёнок подтянул свои знания по какому-то определённому предмету.
- Чтобы ребёнок полноценно подготовился к сдаче школьного ЕГЭ.
- Чтобы ребёнок вооружился необходимыми знаниями для успешного поступления в вуз.
Исходя из конечной формулировки ответа, станет ясно, на какого специалиста следует ориентироваться в своём выборе. Настоящие профессионалы в сфере школьного репетиторства, как правило, предпочитают работать только в одном направлении. Если же репетитор заявляет о своей способности обучить ребёнка практически всему и в любые, даже суперкороткие сроки, не исключено, что результаты подобной «помощи» окажутся более чем плачевными. Причина такого явления едва ли нуждается в разъяснении: педагогу, «распыляющему» свои усилия на целый спектр учебных предметов, едва ли может быть свойственно углублённое владение каждой отдельной темой. Соответственно, и уровень знаний ребёнка, обучающегося у «репетитора-эрудита», в итоге может оказаться в лучшем случае выше среднего.
Когда цель определена, остаётся лишь одно – где и как найти достойного наставника для своего чада. Многие родители, озадачившиеся этим вопросом, совершают очень много ошибок. Итак, сейчас мы рассмотрим самые главные аспекты, на которые стоит обратить внимание.
Лучше всего искать репетитора в начале года.
Лучшее время для поиска репетитора – июль и август. В это время репетиторы составляют своё расписание. К октябрю, как правило, лучшие репетиторы уже загружены полностью, и попасть к ним очень сложно. Придётся выбирать из того, что есть: это либо студенты, либо очень дорогие преподаватели.
Лучше всего искать репетитора по отзывам знакомых, у которых можно оценить результат.
Иногда родители говорят, что репетитор классный, а в итоге оказывается, что результат почти нулевой: ребёнок сдал бы экзамен на ту же оценку и без него. Родители обычно оценивают репетитора по общению с ним после занятия, но это не показатель. Показатель – это сданный экзамен. Если у вас есть знакомые, у которых ребёнок старше вашего, попросите рекомендации у них, а не у родителей одноклассников.
Читайте отзывы на сайтах, а не доверяйтесь администраторам.
Если найти хорошего репетитора по рекомендациям знакомых не получилось, то ищите на биржах репетиторов. Например, на Profi.ru или других сайтах. Для родителей такие сервисы бесплатны. Многие родители оставляют заявку администраторам, но лучше всего искать репетитора самостоятельно из списка по отзывам других учеников, потому что работа администратора, как правило, сводится к тому, чтобы разместить заказ на бирже. Сам же заказ обычно достаётся тому репетитору, который первым откликнулся на него, а не тому, у которого лучшие отзывы или кто больше подходит ученику по другим требованиям.
Присутствуйте на первом занятии.
Многие родители стесняются присутствовать на первом занятии ребёнка с новым репетитором, полагаясь только на мнение самого ребёнка и оценку репетитора. Это неправильно. Репетитор в редкой ситуации откажется от занятий, а у ребёнка часто просто недостаточно опыта, чтобы понять, хороший это репетитор или нет. К тому же некоторые дети хитрят и говорят, что репетитор, который ничего не требует и решает за него домашние задания, лучше того, который требует и заставляет думать.
Доверяйте репетитору.
Если вы выбрали репетитора и уверены в его компетентности, то доверяйте ему и не говорите ему, как лучше учить ребёнка. Это очень раздражает и мешает репетитору методично доводить ребёнка до результата. Если же не доверяете репетитору, то не надо его контролировать, надо его сменить.
Не бойтесь устраивать пробное занятие.
Не стесняйтесь говорить репетитору, что первое занятие будет пробным или что вы рассматриваете кандидатуру ещё нескольких преподавателей. Адекватные репетиторы относятся к этому абсолютно нормально, а неадекватные вам не нужны. И даже после того, как вы уже начали занятия на постоянной основе, не бойтесь менять репетитора, если вам кажется, что вы нашли более компетентного преподавателя. Это тоже нормально – вы же не заключали никаких контрактов и договоров.
Не бойтесь студентов.
Если нужно подтянуть ребёнка по школе, то не нужно искать ему профессора или институтского преподавателя. Хорошие студенты отлично знают школьную программу и иногда лучше находят язык с детьми, так как ещё не успели забыть, что такое школа и как дети относятся к учёбе и всему прочему. К тому же профессора иногда слишком заумны, формальны и стоят дороже.
Ищите того, кто нужен именно вам.
Если вашему соседу репетитор нравится, не факт, что он подойдёт вашему ребёнку. У всех разный базовый уровень. Есть репетиторы, которые готовят к ОГЭ и ЕГЭ, есть те, кто подтягивает по школе, готовят к поступлению, к олимпиадам. В конце концов, кто-то лучше ладит с девочками, а кто-то с мальчиками. Это тоже нужно учитывать.
Не судите о репетиторе по количественным характеристикам.
Чаще всего родители судят о репетиторе по количеству решённых задач. Если за полтора часа успевают много задач сделать – это хороший репетитор, если три-четыре – плохой. Такой подход крайне неправильный. Репетитор нанимается, чтобы ребёнок научился решать задачи, а не чтобы репетитор решал задачи за него. Поэтому если репетитор за урок решает много задач, это говорит о том, что либо у ребёнка всё получается и репетитор не нужен, либо репетитор даёт ребёнку слишком лёгкие задачи, тогда репетитора нужно сменить, либо репетитор решает задачи за ребёнка и не даёт ему достаточно времени на подумать – это очень плохо.
Не делайте выводы на основании цены.
Мы привыкли к правилу «что дороже – то лучше». Но при выборе репетитора это не всегда работает. Человек может быть самым опытным и талантливым педагогом, но при этом оставаться альтруистом, не желающим завышать свои цены. Тем более если речь идёт о молодых учителях, которым отсутствие большого стажа не позволяет ставить пугающие прайсы. С другой стороны, не каждый хороший преподаватель будет работать за три копейки, а значит, обучение будет стоить денег. Но всё же лучше просмотреть в интернете расценки. Это даст уверенность, что вас не обманывают.
Результат должен быть незамедлительным.
Так не бывает. Не ждите пятёрок после первых занятий. Иногда имеет смысл заранее составить с репетитором прогноз успеваемости. Всё-таки постоянное пребывание в состоянии «ну когда уже всё будет?!» ещё никому не пошло на пользу.
текст
Юлия Кобелева
фото
Архивы пресс-служб