Почему дети любят конструкторы?

Почему дети любят конструкторы
РЕКЛАМА
Лапино

Несмотря на большое количество компьютерных игр и цифровых симуляторов, современные дети любят конструкторы, как и их родители. На их долю в прошлом году пришлись лидирующие 26,8% от всех продаж детских игрушек. У наборов с кубиками и деталями богатая история — их первый прародитель появился в далеком 1837 году. Как эволюционировали конструкторы за 186 лет и почему они не теряют популярности у детей, рассказала Мария Голенкова, вице-президент по детским и ювелирным товарам компании Inventive Retail Group («Мир Кубиков»).

ИСТОРИЯ КОНСТРУКТОРА

Первый конструктор придумал Фридрих Фрёбель в 1837 году. Он состоял из деревянных геометрических фигур, чаще кубиков, которые дополняли друг друга, но не крепились. Причём у ребёнка не было задачи построить конкретный предмет в результате игры с конструктором. Он мог складывать кубики по разным схемам, фантазировать. Поэтому такой набор вряд ли можно назвать конструктором в классическом понимании.

А вот следующие изобретения вполне можно назвать прародителями современных конструкторов:

ANKER. В набор входят детали, из которых можно построить модели зданий. Его разработали немецкие инженеры, братья Отто и Густав Лилиенталь в 1880 году.

MATADOR. Деревянный конструктор изобрел и запатентовал Ёхан Корбули в Дании в 1900 году. Его сыновья постоянно ломали игрушки. Он проделал в них отверстия и предложил детям собрать с помощью палочек. Так родилась идея создания конструктора, а через пару лет началось серийное производство.

MECCANO. Первый металлический конструктор изобрел Фрэнк Хорнби в 1901 году в Англии. Детали в нём соединялись с помощью болтов, гаек и уголков. В 1926 году все элементы стали цветными, в 1970 у конструктора появился электромоторчик, а в 1981 детали стали пластиковыми.

HORNBY. Конструкторы железной дороги, электрических поездов и автомобилей придумала в 1920 году одноимённая компания из Великобритании.

KIDDICRAFT. Пластмассовые блоки изобрёл в 1939 году британец Хилари Фишер Пейдж. А компания стала одной из первых производить пластмассовых игрушек в Европе.

LEGO®. Первый конструктор LEGO был создан в Дании в 1949 году. Основатель компании Оле Кирк Кристиансен придумал сцепляющиеся блоки и дополнил наборы другими игрушками, например, персонажами, аксессуарами, в зависимости от тематики конструктора. В 1958 году его сын Готфрид Кирк Кристиансен получил патент на систему зажима в кирпичиках. С того времени компания разработала тысячи серий LEGO и стала полноправным лидером мирового рынка детских конструкторов.
Эволюция детских конструкторов проходила стремительно: в 1998 году появился первый магнитный конструктор, а в 2015 — репейный. Сегодня обязательная дисциплина школьников — робототехника. Создавая новые линейки, производители идут в ногу со временем, следуют трендам, просматривающимся на рынке, поэтому конструкторы не теряют своей актуальности.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛЮБЯТ КОНСТРУКТОРЫ

Собирать конструктор любят не только малыши, но и многие взрослые. Для детей это целый мир, который можно создать собственными руками, модифицировать, совершенствовать по своему усмотрению. В этом фантастическом пространстве ребёнок всегда главный герой. Он с нетерпением ждёт результатов своей работы.

Конструктор — единственная игрушка, которую можно «ломать» и собирать заново. Она не появляется у ребёнка в «готовом виде». Чтобы получить результат, придётся проявить ловкость, усидчивость и умение следовать инструкции. Пользу от занятий с конструктором сложно переоценить. Он развивает: мелкую моторику, творческое начало, интеллект, ловкость, умение сосредотачиваться на одной задаче в течение длительного времени, способность достигать цели. И это только базовые навыки, которые можно получить практически с любыми моделями конструкторов.

А если, скажем, подросток выберет набор посложнее, то сможет развить: инженерные навыки — реалистичные модели помогают понять, как крепятся детали друг к другу, зачем нужны шестерёнки и что необходимо, чтобы высокая постройка была устойчивой; навык чтения чертежей — ребёнок учится понимать сложные схемы, нарисованные на плоскости, и превращать их в реалистичные модели; логику — если у деталей разные виды креплений, то их не получится соединить. Сначала нужно разобрать конструктор на одинаковые элементы по материалу, цвету, типу соединения. Это учит структурировать, понимать, что когда детали не в общей массе, на столе порядок — работать проще и быстрее; мышление — в процессе занятий ребёнок начинает осознавать, какие детали ему понадобятся в дальнейшем и что нужно, чтобы привести конструктор в движение.

Дальше — больше. Например, робототехника поможет ребёнку в изучении программирования и подготовит к технологиям будущего. А ещё интерес к конструкторам развивает способности к математике и физике.

КАК ДЕТИ ДИКТУЮТ ТРЕНДЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ КОНСТРУКТОРОВ

Чтобы конструкторы нравились детям, разработчики учитывают особенности их развития, тщательно продумывают новые модели, общаются с родителями и педагогами, следят за популярными среди малышей трендами.
Другими словами, именно дети диктуют производителям, какой именно они хотят видеть новую модель конструктора. Разработчики подстраиваются даже под отдельные сегменты своей юной целевой аудитории. Так появились лимитированные и эксклюзивные серии конструкторов. Например, создавались:
• конструкторы на 5 тысяч деталей, позволяющие собрать большой корабль, целый город, Эйфелеву башню, Тауэрский мост, другие архитектурные сооружения и мировые достопримечательности;
• тематические коллекции. Когда среди детей были популярны «Звёздные войны», вышла одноимённая серия конструкторов. А ещё есть образовательные линейки, серии по мотивам научно-популярных тематик и не только: «Динозавры», «Космос», «Полиция», авиамодели, автомобили;
• бесконечные конструкторы. У них огромное количество деталей и множество вариантов сбора.

КАК ДЕТИ ВЫБИРАЮТ КОНСТРУКТОР

Ребёнок отдаёт предпочтение той или иной модели конструктора по разным критериям. Конечно, это во многом зависит от его возраста.

Малыши 4–7 лет выбирают модели с героями мультфильмов и популярными персонажами, а также конструкторы, которые собирают блогеры. Дети в возрасте 8–12 лет отталкиваются от тематики конструктора, его внешней привлекательности, количества деталей. В подростковом возрасте у детей уже сформированы интересы. Они ждут выхода новой модели конструктора от любимых производителей, мечтают купить побольше деталей и ориентируются на сумму карманных денег.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ВЫБОРОМ КОНСТРУКТОРА

Иногда родители ограничены во времени или настолько стремятся угодить ребёнку, что покупают ему первый конструктор, на который он указал. Но лучше:
• спросить у ребёнка, почему он сделал такой выбор. Вполне возможно, что определяющим стало сиюминутное желание. У маленьких детей: «Покупаю этот, потому что устал, голоден, хочу спать», у более взрослых — «Потому что такой есть у подружки». В таком случае лучше прийти за конструктором позже или предложить ребенку купить другой, а потом на время поменяться с друзьями. Больше конструкторов — больше развития;
• объясните ребёнку, среди каких конструкторов выбирать. Например: «У дешёвого конструктора плохой запах, детальки острые, ты не сможешь играть с ним без меня, а вот этот можно собирать в любое время»;
• обязательно учтите интересы ребёнка. Наверное, многим родителям хотелось бы, чтобы их дети собирали тематические коллекции, посвящённые Discovery, и осваивали робототехнические конструкторы. Но если ребёнку нравятся машинки или динозавры — вряд ли он будет счастлив от покупки конструктора с очередной мировой достопримечательностью.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОКУПКИ ПОДДЕЛКИ

Брендовые конструкторы стоят недешево. Несмотря на это поклонники с нетерпением ждут выхода новой модели. Получить вместо неё подделку — огромное разочарование. Чтобы этого избежать:
• покупайте конструктор в проверенных магазинах. Ещё лучше — придите в магазин. Там вы точно сможете убедиться в качестве и оригинальности конструктора. Это проще, чем возвращать посылку и деньги;
• не обращайте внимание на дешёвые предложения;
• помните, что у оригинального конструктора не будет резкого неприятного запаха, скрипящих деталей, не подходящих по размеру друг другу;
• проверьте, чтобы пластик был толстым, без неровных краёв и несрезанных кусочков по ним;
• промойте конструктор под горячей водой перед использованием: цвет не должен смываться, а детали — становиться мягче или деформироваться;
• посчитайте количество деталей. У подделок оно часто не соответствует заявленному производителем;
• убедитесь, что у конструктора есть все необходимые инструкции и сертификаты. Подделки несертифицированы, а инструкции по сборке у них часто некачественные, распечатанные на дешёвой бумаге и только на одном языке.

текст:
Мария Голенкова
фото:
архивы пресс-служб