РОМАН СВЕТЛОВ: «Рыжий театр» – самый солнечный театр Москвы

Рыжий театр
РЕКЛАМА
Лапино

Авторский камерный театр в Восточном округе Москвы уже более 10 лет является любимым местом у самых маленьких театралов. Здесь почитают юных гостей с особым трепетом и уважением. Дети в «Рыжем театре» самые главные гости, для них традиционно отводятся первые ряды в зале. Талантливые актёры, яркие декорации и костюмы, любимые сказочные герои и «живые» куклы погружают детей в волшебный мир сказки и доброты, любви, теплоты и настоящей театральной магии. Перед началом репетиции итальянского шоу-спектакля по мотивам сказки «Буратино» нам удалось побеседовать с художественным руководителем «Рыжего Театра» Романом Валерьевичем Светловым, расспросить его о рождении театра, о детях-актёрах и детях-зрителях, о премьерах и, конечно же, о Международном фестивале кукольных спектаклей.

У вас уже идёт 10-й юбилейный сезон. Но главный вопрос по-прежнему не раскрыт: почему театр «Рыжий»?

Да, это самый популярный вопрос! Я его люблю. Тут много смыслов. Рыжий – значит солнечный, яркий, не такой, как все. И главное: я понимал, что моя жена Мария будет много трудиться в нашем театре, а она у меня рыженькая. Так что это некоторый комплимент жене в знак дальнейшего неустанного, самоотверженного труда.

Ваша жена – актриса и идейный вдохновитель?

О, да! Мы всё делаем вместе – театр, спектакли, детей. Маша не актриса, она звукорежиссёр и художник по костюмам. Всё музыкальное оформление спектаклей – её заслуга. Она окончила питерский институт звукорежиссуры и всю жизнь работает по специальности.  Также она чудесно шьёт, с большой выдумкой и вкусом. «Ревизор», «Чехов» – все костюмы к большим спектаклям нашего театра сшиты её волшебными руками. Причём по лекалам 19 века, в полном соответствии с эпохой и стилем. И да, в этом году мы отметили серебряную свадьбу. Уже двадцать пять лет вместе.

От всей души поздравляю Вас! Не могу не спросить, как появилась сама идея «Рыжего Театра»?

Несколько лет, года три, по-моему, я обивал пороги разных инстанций: управы, префектуры и правительства Москвы, – искал помещение для театра. Сама идея жила со мной давно, и я общался с несколькими префектами лично. Всем нравилась эта идея, но по какой-то причине не срасталось. Но вдруг освободилось помещение в доме, в котором я сам живу. В определённый момент я встретился с Людмилой Ивановной Швецовой.  Лично передал ей все документы, которые были у нас к тому моменту по театру. Она, к нашему счастью, этот проект поддержала. И дальше всё закрутилось. Нам выделили небольшое помещение, примерно 120 м2, на первом этаже, где мы создали культурно-просветительское пространство и с тех пор культурно трудимся. У нас с женой был небольшой участок земли под Коломной. Мы могли его держать, выгоднее продать, но нам нужны были деньги. Продали мы этот участок и всё вложили в ремонт театра. Было волнительно! Как? Что? Окупится, не окупится? Придёт ли зритель? Насколько будет интересно наше предложение? Открылись мы 28 декабря 2012 года.  На открытие приезжали известные актёры: Стас Дужников, Егор Дронов, Сергей Белоголовцев, были дети из социальных центров. Был чудесный праздник, у нас до сих пор сохранилось много фотографий и впечатлений об этом дне. Затем в январе мы сыграли наш первый репертуарный спектакль. Пригласили дружественный коллектив, потому что в начале ещё не было своего репертуара. На спектакле было всего 11 зрителей. Мы слегка заволновались. А вот уже со второй половины января дело пошло: аншлаги. У нас в театре колокольчик стоит на столе для входящих гостей. Пришёл за билетом – позвони.  И зрители приходили и приходили, звонили в него. Мы только успевали слышать, как звенит колокольчик, и к нам шли зрители: выстраивалась очередь за билетами. Активно нас поддержала пресса: местные и муниципальные газеты, на канале «Москва 24» вышла целая программа. С тех пор мы достаточно активно творчески существуем. В репертуаре уже более двадцати спектаклей.

Вы помните свой первый спектакль? Что это был за спектакль?

Конечно. Наш самый любимый, долгожданный и долгоживущий, легендарный «Затерянный мир». История динозаврика Динодона, прилетевшего на Землю с планеты Сириус, и его друзей: попугая-генерала Рино, жирафа Фердинанда и шустрой обезьянки Манкинс. Ни один спектакль мы так долго не делали. С таким количеством репетиций и прогонов, да ещё и в два состава. Вероятно, поэтому у него крепкая форма, и он столько лет живёт. Я предлагал многим авторам написать пьесу. Кто-то был занят, кто-то присылал заявки, но они меня не удовлетворяли по юмору и самой истории. Немного поразмыслив, я взял да и сам написал пьесу. Написал быстро, примерно за полтора дня. Как говорит Хлестаков: «Потому что у меня лёгкость в мыслях необыкновенная»  (Смеётся). Я действительно давно пишу. У меня есть к этому навык. Написал уже три книги рассказов, несколько сценариев и пьес.

Роман, а есть ли в репертуаре театра ещё спектакли-долгожители, которые с успехом идут уже не один сезон, и в чём секрет их долголетия?

Да, есть. Для детей – «По щучьему велению», «Морозко», «Самые первые сказки», «Как зайка за Новым годом на Луну летал», для взрослых – «Ревизор», «Смешные деньги». Все эти спектакли идут много лет с большим успехом у зрителей. Сделаны они с любовью и драйвом.

А по какому критерию Вы вообще отбираете спектакли, которые ставятся в репертуар?

В первую очередь по личным ощущениям. И предчувствию востребованности у зрителя. А дальше уже подключаются фантазия и Маша с музыкой и костюмами.

События последнего времени как-то отразились на жизни театра? Произошли ли какие-то изменения в репертуаре и в самом зрителе?

Как у многих театров, на нас сильно повлияла пандемия. Вынуждены были на время закрываться, переходить в онлайн. Бесплатно показывали некоторые спектакли в знак уважения к нашим юным зрителям. Что касается военных действий, конечно, это тоже сказывается. Есть определённое волнение, тревожность. Пришлось из некоторых сказок убрать «спорные реплики». Например, фразы Мачехи из «Золушки» про расширение границ и т.д. Также мы активно следим за жизнью наших коллег из Донецка. Переживаем за них. Они к нам трижды приезжали на фестиваль. Мы дружим и стараемся их поддерживать, насколько это возможно. Сейчас и у наших коллег в Белгороде неспокойно. С ними мы тоже на связи.

Что движет Вами, как художественным руководителем? Что есть основополагающее в Вашей работе?

Что движет? Даже не знаю. А что движет человеком, занимающимся любимым делом? Доказать себе и миру, что ты есть на этом свете. Что ты что-то значишь. Радостные глаза юных зрителей, аплодисменты, тёплые слова – всё это добавляет энергии, драйва. Сидишь ты, например, на лавочке около театра, мимо проходит женщина. Говорит: «Поздравляем с юбилеем. Мы растём на вас уже много лет». Идёшь в магазин или на фитнес (я туда почти каждый день хожу), а тебе улыбаются, здороваются, говорят «спасибо», или: «Милая, видишь, вон дядя из театра пошёл, помаши ему».

Этот сезон для Вас юбилейный. Как за эти 10 лет театр изменился, что с ним произошло, что нового появилось?

Вы знаете, я придерживаюсь весьма сдержанных взглядов на театр. Сильных изменений, таких, что мы теперь стали приверженцами нового театрального направления – одеваемся в целлофан и катаемся на роликах по сцене, – такого нет. Мы храним традиции живого, яркого, солнечного, но классического направления в театре. Даже когда делали ремонт, одной из задач было, чтобы в спальном районе появился маленький, но классический театр. А то в спальном районе: салон красоты, салон красоты, салон красоты… а тут театр! Открываешь дверь и попадаешь в такой маленький, настоящий театр, как на Театральной площади, где есть бордовые банкетки, элегантные шторы, большие зеркала. Эта атмосфера присутствует у нас и в спектаклях. Наши спектакли живые, яркие, музыкальные, интерактивные, рассчитанные в первую очередь на наших маленьких зрителей. Они вряд ли захотят, чтобы кто-то самовыражался, делал что-то «глубокое», но такое скучное и непонятное. Юный зритель идёт за добрыми впечатлениями. Ему хочется, чтобы кукла, даже если он видит актёра, в воображении была живой, чтобы были история, приключения, интерактив. Важно, чтобы от первого похода в театр у ребёнка осталось эмоциональное подключение, которое будет согревать его в дальнейшей, сознательной жизни. У нас в спектаклях много интерактива, мы играем со зрителями, предлагаем конкурсы, викторины. Дети строят терем, играют на музыкальных инструментах, пекут пироги, собирают яблочки. Эта стилистика живого, интерактивного театра продолжает жить с нами все эти годы. У нас выросло не одно поколение зрителей. Родители говорят, что ведут к нам уже второго, третьего ребёнка. А выросшие детки могут прийти на «Ревизора» или и на «Чехова». Когда спрашиваешь наших ребят из актёрской школы, бывали ли они у нас на спектаклях, они отвечают: «Да, когда ещё маленькие были». Сейчас им 6-10 лет, а тогда было 3 года. Мы стараемся не изменять самим себе, держаться выбранного направления: солнечный, живой, понятный театр. Как было в Италии в эпоху раннего Стрелера – «общедоступный театр», театр для людей, живущий в рабочих и спальных кварталах. Там не хватало искусства, воздуха…были пиццерии, можно было поесть, попить, кого-то ограбить, но куда-то сходить людям, послушать оперу или посмотреть драматический спектакль, – этого не было. Поэтому Джорджо Стрелер занимался развитием общедоступного театра. И нам эта задача кажется по-настоящему достойной, наполненной смыслом и светом.

В детских спектаклях важно, чтобы дети верили в магию, в то, что кукла – это кукла, а не дядя-актёр. Дети – самая чувствительная публика. Как Вам удается сохранять эту магию?

Да, это важно. Детки должны верить в то что кукла – это живой персонаж. С живыми ручками, ножками, со своим голосом, темпераментом, желаниями, страхами и радостями, воплями и смехом. У нас очень хороший актёрский состав. Все ребята закончили профессиональные театральные вузы. Все с душой и большим интересом подходят к «оживлению» своего героя. Мы внимательно следим, чтобы кукла была живой, настоящей, яркой. Всегда интересуемся у деток, кто им больше понравился.

А у Вас есть Ваша любимая кукла из спектаклей? Может быть кукла-символ для театра?

Да, конечно! Это Манкинс. Наша шустрая обезьянка из легендарного «Затерянного мира» и её друг попугай Рино. Рино стал символом-логотипом нашего театра. С это спектакля и с этих героев начинался театр, поэтому и отношение к ним особенно нежное.

В театре уже давно работает детская актёрская школа. Как Вы набираете туда детей? Есть ли в школе уже настоящие звёзды, чей талант проявился наиболее ярко?

Каждый год мы набираем группы в нашу актёрскую школу. У нас работают группы всех возрастов. Есть наши любимые «Рыжики» – младшая группа, есть средняя школьная и старшая группа. Каждый год мы с нетерпением ждём всех мечтателей и фантазёров, всех непосед и сорвиголов! Если родители чувствуют в своём ребёнке творческую искорку или хотят помочь ему избавиться от скованности – смело отправляйтесь в «Рыжий театр»! Все педагоги у нас профессионалы: специалисты по актёрскому мастерству, сценической̆ речи, сценическому движению, пластике. Каждые полгода проходят показы. Лучших студентов награждаем звёздами.  По сути актёрская школа существует уже более 20 лет. Первую группу я набрал ещё в Министерстве культуры, в Гнездниковском переулке, тогда это было Госкино. И в первый же набор ко мне поступил Сергей Лазарев! Худенький, шустрый мальчишка. Готовый активно репетировать: много предлагал, импровизировал.  После наших курсов успешно поступил в Школу-студию МХАТ и стал известным актёром и музыкальным исполнителем.

Какие особенности работы с детьми Вы бы отметили?

Вы знаете, я их похваливаю. Даже самого стеснительного и неуверенного в себе ребёнка нужно «удобрять» верой в него. Находить в ребёнке достоинства. Убедить его в том, что он молодец, и ему нужно только немного для успеха.  А потом раз – и «стесняшка» превращается в окрепший цветок. Конечно, бывает, и поругиваю, но, в большей степени заряжаю верой в ребёнка. Этот метод работает лучше остальных.

А как поживает Международный фестиваль кукольных спектаклей малой формы «Рыжее Настроение»?  Бывала на нескольких спектаклях фестиваля. Всегда это неожиданно, смело, с ярким национальным колоритом. К вам приезжают гости из разных стран. Чего нам стоит ожидать в этом году?

Это наше любимое детище. Пандемия немного подпортила всем настроение в прошлом сезоне. Поэтому мы один год не проводили фестиваль. Но несмотря на это мы гордимся, что у нас фестиваль класса «А» – это значит ежегодный. В основном кукольные фестивали проводятся раз в два года или даже раз в три года. Мы стараемся с самого начала проводить его каждый год. В этом сезоне планируется уже седьмой фестиваль. За эти годы у нас побывали коллективы со всех уголков мира: Финляндия, Португалия, Венгрия, Турция, Швейцария, Греция, Италия, Индонезия, Дагестан, Беларусь, Сочи, Петербург, ну и конечно, много театров из Москвы. Мы гордимся тем, что к нам два раза приезжал театр из Донецкой Республики. Привозили спектакль «Стойкий оловянный солдатик». Это символичный момент, тогда ещё жив был Захарченко, руководитель Донецкой Республики.  У него было ранение, он по сути хромал на одну ногу, как стойкий солдатик. Донецк тогда занял главный приз. У нас это приз зрительских симпатий. В жюри у нас дети – талантливые ребята из актёрской школы «Рыжего театра». Они активно ходят по театрам, музеям, много читают, у них развита внутренняя культура, то есть им есть, с чем сравнивать. Они активно смотрят, серьёзно выбирают, ставят галочки по разным категориям. Так что жюри, хоть и маленькое, но вполне серьёзное. Также у нас был театр из Италии, который привозил комедию дель арте – жанр, который я безумно люблю, активно увлекался им в студенческие годы, в институте им. Щепкина. Побеждал и московский театр со спектаклем «Цирк Марка Шагала», потрясающий театр Бориса Чернышёва. Мы гордимся, что к нам неоднократно приезжал театр из Индонезии. Это надо только представить, они добираются с тремя пересадками: Сингапур, Китай. Находят спонсоров, непросто оплатить такой путь. Они приезжают, чтобы поделиться своим искусством. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Руслана Михайловича Чернышёва, главу нашего муниципального округа и председателя совета депутатов нашего района. Именно они помогают финансово, это очень важно, и занимаются распределением билетов по многодетным семьям, социальным центрам, школам. Это большой охват нашего района.

Роман Валерьевич, каким Вы видите «Рыжий театр» ещё через 10 лет?

Мы активно развиваем спектакли для взрослых и школьников. Вы знаете, мы сделали линейку спектаклей для старших классов. Активно ставим спектакли по произведениям, которые ребята проходят в школе в 7-11 классах. Наш бестселлер, где я с удовольствием играю Хлестакова. С юности хотел играть эту роль. Первый раз в сентябре пришёл в институт им. Щепкина, и наш педагог Новикова сказала, что в конце месяца показываем отрывки. И мы все ещё зелёные, только с этюдами недавно столкнулись. И первый отрывок, который я показал, был с Хлестаковым. И так продолжал показывать отрывки на каждом курсе. И вот в какой-то момент я дорос до этой роли, и уже 5-й сезон мы играем этот спектакль с удовольствием для себя и для зрителей. Он у нас воздушный, яркий, водевильный. После спектакля ребята говорят, что надо бы и пьесу прочитать. Учителя благодарят за то, что возвращаем детей к книге. Недавно сделали спектакль «Чехов. Маленькие комедии» по пьесам «Медведь» и «Предложение» Антона Павловича Чехова. В октябре и ноябре можно будет увидеть премьерные спектакли. Чехов – он наш, русский, очень умный и очаровательный автор, он же врач. И он не просто врач, он человек с молоточком, который всё время проверяет нервную систему, проверяет живы мы, или нет. Когда вы смеётесь, улыбаетесь, переживаете – вы живы. Когда вы чувствуете эти маленькие смешные человеческие проблемы, к примеру, из-за каких-то Воловьих Лужков, из-за сущих мелочей, доктор Чехов ставит нам диагноз, что мы живы. В планах спектакль по рассказам Шукшина – тоже один из моих любимых авторов. Обязательно Шекспир. Давно уже хотим поставить, но всё, знаете, никак не замахнёмся. Также по Александру Вампилову хотим поставить «Старший сын». Планируем поставить такую грузинскую штучку – «Хануму». Эскизы костюмов уже у нас есть – яркие, сочные получились. Хоть на лаваш намазывай и с вином пей. Ну и, конечно же, для наших юных зрителей у нас недавно вышли спектакли «Приключения Буратино» в стиле комедии дель арте. Такое цирковое шоу, с конкурсами, интерактивом, случившееся в цирке Карабаса Барабаса. Намечены «Красная Шапочка» и «Малыш и Карлсон». А для самых-самых юных зрителей у нас вышел блокбастер «Три поросёнка». Так что будем рады видеть наших зрителей: и тех, кто постарше, и, конечно, наших самых любимых – юных зрителей.

Роман, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что пустили нас в своё «место силы», в свой кабинет, где находятся интересные, важные для Вас вещи: фотографии из фильмов, афиши со спектаклей, грамоты.

Вы знаете, да, они меня согревают. Вот, к примеру, здесь есть журнал «Кинобизнес сегодня». На обложке плакат моего фильма «Парень из Голливуда». Мне очень приятно, что этот журнал выпустил огромную статью, посвящённую нашему фильму. А фильм у нас прошёл достаточно широким прокатом: от Владивостока до Калининграда. Такая яркая, живая комедия. Кто хочет отдохнуть в выходной день, смотрите «Парень из Голливуда, или необыкновенные приключения Вени Везунчика». А это плакат из первого моего спектакля «Старший сын» по пьесе Вампилова, в котором играл Владимир Павлович Кучеренко. Актёр, которого внесли в «Книгу рекордов Гиннесса» как самого возрастного актёра, впервые вышедшего на профессиональную сцену. Плакат из моего фильма «Без срока давности». Фотографии со съёмок фильма «Уроки актёрского мастерства». Ну и бабушка, дедушка, я со своей дочкой здесь вместе. Фотографии из разных мест. Я как-то побывал в Италии, в местечке Савока, где снимался «Крёстный отец», снял на фото и видео ряд локаций, и потом этот эпизод вошёл в фильм «Парень из Голливуда», с этим местечком. Знаете, «Рыжий театр» находится на первом этаже, а квартира на восьмом. Так что я иногда друзей-актёров, а у нас в театре их побывало много, приглашаю на застолье к себе в «кабинет художественного руководителя».

текст:
Мария Шевченко
фото:
из личного архива