С детства на съёмочной площадке

С детства на съёмочной площадке
РЕКЛАМА
flawless

В полнометражных фильмах и короткометражках, в рекламных роликах и сериалах снимается великое множество детей. Ассистенты режиссёров и помощники продюсеров мечутся по городам и городишкам, страдают от невыносимого гама на школьных переменках и вредят пищеварению в фастфудах, устраивают многодневные кастинги, отбиваясь от назойливых родителей, только чтобы отыскать в нескончаемом потоке лиц ту самую, единственную мордашку, которую одобрит постановщик картины. Подавляющее большинство детишек, единожды появившись на экране, никогда больше не появляются на съёмочной площадке, некоторые мелькнут ещё раз-другой, и только единицы — те, которых природа одарила талантом и фактурной внешностью, — становятся профессиональными актёрами. Если, разумеется, захотят, что далеко не всегда бывает.

Наверное, всем знатокам киноискусства знакомы имена зарубежных звёзд экрана, начавших свою карьеру в детском возрасте. Но мне не хотелось бы здесь в подробностях разбираться в их биографиях и расписывать их достижения, и чуть позже вы поймете, почему. Позволю себе разве что перечислить самых, на мой взгляд, интересных, отмеченных премиями и заслуживших восторг аудитории актёров, стартовавших в возрасте до двенадцати лет, включительно, то есть на пороге взросления. Начну по старшинству.

Джуди Гарленд — легендарная Дороти Гейл из «Волшебника страны Оз», двукратный номинант на премию «Оскар», лауреат Молодёжной награды Академии, премий «Золотой глобус», «Грэмми» и «Тони», начала карьеру в восемь лет, снялась в 42 кинолентах.

Элизабет Тейлор — красавица, королева Голливуда периода расцвета, трижды лауреат премии «Оскар» — впервые появилась на экране в десять лет, а потом снялась ещё в 65 лентах.

Курт Рассел — знаменитый плотник из фильма «За бортом» стартовал в 12-летнем возрасте, снялся в 62 картинах.

Джоди Фостер — агент ФБР Клариса Старлинг, лауреат двух «Оскаров», трёх премий BAFTA, четырёх «Золотых глобусов» и двух «Сатурнов» начала карьеру в восемь лет и снялась в 49 кинолентах.

Леонардо Ди Каприо — лауреат бесчисленного количества премий, исполнитель главных ролей в самых кассовых фильмах появился на экранах, когда ему было 5 лет. В настоящее время его портфолио насчитывает 50 кинолент.

Дрю Берримор — актриса, кинорежиссёр, модель, писательница и продюсер начала сниматься в 5 лет. Сегодня на её счету 67 фильмов.

Натали Портман — потрясающая Матильда из фильма «Леон», обладательница премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Сатурн» оказалась на съёмочной площадке в 12 лет. Сейчас в архиве актрисы 50 сыгранных ролей.

Элайджа Вуд — всем известный Фродо Бэггинс из трилогии «Властелин колец» попал на киностудию в 8 лет, с тех пор успел принять участие в 69 фильмах.

Скарлетт Йоханссон — самая высокооплачиваемая киноактриса всех времён дебютировала в 9-летнем возрасте и с тех пор снялась в 61 фильме.

Дэниел Рэдклифф — исполнитель роли Гарри Поттера в серии одноимённых фильмов, снятых по произведениям Джоан Роулинг. Начал карьеру в 10 лет, снялся в 37 картинах.

Эмма Уотсон — всеми любимая Гермиона Грейнджер из знаменитой «Поттерианы». Эмма получила эту роль, когда ей было 9 лет. С тех пор она снялась в 21 фильме.

Томас Броди-Сангстер, известный по роли влюблённого мальчика Сэма из гениальной рождественской ленты «Реальная любовь», начал сниматься в 10 лет. Сегодня на его счету работы в 40 проектах в кино и на телевидении.

На этом я предлагаю завершить подсчёт зарубежных звёзд и обстоятельно поговорить об отечественных артистах, придерживаясь тех же возрастных рамок. У кого-то из них творческая биография сложилась удачно, у кого-то — не очень. Некоторые стали знаменитостями, другие перебивались ролями второго плана и снимались в эпизодах, но все они достойны не только внимания и уважения, но и глубокой, искренней благодарности зрителей. Из более чем полутора десятков профессиональных актёров, начавших сниматься в детстве, я на свой страх и риск выбрал тех, кто, на мой взгляд, может представлять для читателей особый интерес.

Начнём, как и прежде, по старшинству. Светлана Немоляева. Рядовой российский кинозритель помнит Светлану Немоляеву по ролям в кинокартинах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Гараж» и «Небеса обетованные». И мало кто знает, что эта выдающаяся актриса, народная артистка РСФСР, неоднократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и премии зрительских симпатий «Звезда театрала» снялась в 115 фильмах. Первой её работой в кино была роль Светочки в кинокомедии «Близнецы» режиссёра Константина Юдина, где восьмилетняя актриса выступила в ансамбле с такими звёздами советского экрана, как Людмила Целиковская, Вера Орлова, Михаил Жаров, Владимир Грибов и Вера Васильева.

Светлана Немоляева родилась и выросла в артистической семье: отец — известный режиссёр и сценарист Владимир Немоляев, мать — звукооператор Валентина Ладыгина. Но на выбор профессии повлияли не столько семья и окружение, сколько талант и яркая индивидуальность. Светлана Немоляева была прирожденной артисткой, замечательной лицедейкой, причём преимущественно театральной. Экранные рамки всегда были для нее тесноваты, и её блистательный талант полностью раскрывался только на театральных подмостках. Особенно это чувствовалось, когда она в паре со своим мужем, грандиозным Александром Лазаревым, выходила на сцену Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Загипнотизированный зал замирал в предвкушении чуда, и чудо неизменно свершалось.

На счету Светланы Немоляевой главные роли более чем в полусотне театральных постановок, в частности она сыграла Офелию в «Гамлете», Машу в «Иркутской истории», Негину в «Талантах и поклонниках», Бланш Дюбуа в «Трамвае «„Желание “», Елизавету Тюдор в спектакле «Да здравствует королева, виват!», Мэй в «Кошке на раскалённой крыше», Анну Андреевну в «Ревизоре», Фёклу Ивановну в «Женитьбе», Анну-Регину в «Канте».

Наталья Защипина. У этой актрисы невероятно долгая кинематографическая судьба — целых 75 лет на экране! Дело в том, что первый фильм с ее участием вышел в 1944 году, а последний (пока ещё) — в 2019-м. Она дебютировала в картине режиссера Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» о детях блокадного Ленинграда. Пару четырехлетней Наташе составила десятилетняя Нина Иванова (вспомните фильм «Весна на Заречной улице»), которой по сюжету было всего семь.

Маленькая Наташа настолько органично смотрелась на экране, что ее тут же стали приглашать на главные роли. Уже в следующем году вышла картина Ильи Фрэза «Слон и веревочка», где ее партнерами стали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. В 1949 году Илья Фрэз пригласил Наташу на съемки фильма «Первоклассница». Заметим, что учительницу в этой знаменитой киноленте сыграла звезда советского экрана Тамара Макарова. В общей сложности за первые 10 лет Наталья сыграла главные роли в шести художественных фильмах.

В 1954 году, скрыв свою биографию, Наталья поступила на актерский факультет ВГИКа, куда ее наотрез отказывались брать, потому что девочка, дескать, испорчена кино. После окончания ВУЗа в 1961 году Наталья сыграла Катю в великолепной картине Татьяны Лиозновой «Евдокия» — свою стартовую и, к сожалению, финальную взрослую роль первого плана. Вплоть до 1975 году она не снималась вовсе, а потом были только эпизоды и роли второго плана. Виновником перерыва был художественный руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек, где служила Наталья, который запретил ей появляться на экране, пока она не станет «хорошей актрисой».

Пересмотрите картину «Евдокия» и вы поймете, какую яркую героиню потерял отечественный кинематограф.

Наталья Селезнёва. Высокая, длинноногая, с точёной фигурой и слегка удивлённым «кукольным» личиком, она невольно, но предсказуемо оказалась одной из самых влиятельных персон, определивших тренды отечественной поп-культуры 60-х. Немудрено, что тогда чуть ли не все школьницы и студентки Советского Союза мечтали быть похожими на актрису, ставшую бесспорной иконой стиля.

Наталья Селезнёва, будучи ещё студенткой Театрального училища имени Щукина, обрела неслыханную популярность после выхода на экран первой цветной полнометражной кинокомедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“» и другие приключения Шурика», где она сыграла роль студентки Лиды в новелле «Наваждение». На самом деле карьера Селезнёвой-актрисы началась задолго до этого триумфа. В шестилетнем возрасте она сыграла главную роль в спектакле театра Советской армии «30 серебреников», а в 7 лет оказалась на съёмочной площадке фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», где будущая звезда выступила в роли Сашеньки.

Ведущая актриса «Театра Сатиры», Народная артистка Российской Федерации Наталья Селёзнева сыграла в 45 кинофильмах и 16 телевизионных спектаклях, однако самыми запоминающимися её работами остались яркие и сочные персонажи в комедиях Гайдая «Операция „Ы“», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!».

Наталья Рычагова. Очень милая, лёгкая, органичная Наталья Рычагова абсолютно достоверно смотрелась в любом амплуа. Ей удавалось воплотить на экране самые разноплановые характеры, в особенности если за ними прятались скрытые мотивы, тайны или драматические истории.

Наталья родилась в 1945 году в семье известного художника-пейзажиста, однако в мир кино она попала не по знакомству, как это, что греха таить, иногда бывает, а совершенно случайно. В 1955 году знаменитый Илья Фрэз искал юных актёров для фильма «Васёк Трубачёв и его товарищи» по одноимённой повести писательницы Валентины Осеевой. Просмотры проводились не на киностудии после соответствующего объявления в прессе или по радио, а в московских школах. Десятилетняя Наташа сразу понравилась режиссёру, и он утвердил её на роль Нюры Синицыной. Картина, так же как и повесть, получившая Сталинскую премию, была насквозь пропитана социалистическим оптимизмом, её утвердили на самом верху, растиражировали и пустили в прокат на всей территории СССР. Илья Фрэз был великим мастером, поэтому фильм пришёлся по вкусу целевой аудитории. Полюбились и его герои — мальчишки и девчонки предвоенной поры. На волне успеха режиссёр выдал продолжение истории, благо источник был под рукой, ведь Осеева написала целую трилогию. В вышедшем в 1957 году фильме «Отряд Трубачёва сражается» Наташа снова сыграла роль Нюры Синицыной.

Вплоть до получения аттестата зрелости Наташа занималась в театральной студии Городского Дома пионеров, затем окончила ВГИК и стала сниматься в кино, где, к сожалению, ей преимущественно доставались роли второго плана. Почему — непонятно! Посмотрите добрый и очень человечный фильм Ильи Фрэза «Это мы не проходили», где актриса блестяще справилась с ролью учительницы-практикантки, и вы непременно зададитесь тем же вопросом: почему? Всего Наталья Рычагова снялась в тридцати кинолентах, среди которых наибольшим успехом пользовались «Возвращение Святого Луки» и «Офицеры».

Семён Морозов. Этот бесшабашный, хулиганистый девятилетний парнишка, росший в многодетной семье железнодорожника (отец был машинистом), совершенно случайно попался на глаза ассистенту режиссёра Татьяне Лыжиной, искавшей характерного сорванца на роль в фильме «На графских развалинах». Разговор с матерью Семёна закончился ее словами: «Он же вам киностудию сожжёт!»

Семён Морозов стал популярен после выхода в прокат кинокомедии «Семь нянек» (режиссёрский дебют Ролана Быкова), где актёр сыграл феерическую роль жулика-подростка. Кстати, сам режиссёр решительно протестовал против участия Семёна в съёмках, предлагая на эту роль тогда ещё совсем молодых Никиту Михалкова или Валерия Рыжакова. Однако директор Мосфильма Владимир Сурин пошёл с козырного туза, сказав Быкову: «Посмотрите на эти три лица… Ведь Морозов украдёт, а эти — нет».

Окончив ВГИК, Семён начал активно сниматься. После картины «Семь невест ефрейтора Збруева», где актёр сыграл главную, специально написанную «под него» роль, он отслужил срочную службу в армии, а потом снова поступил во ВГИК, но теперь уже на режиссёрский факультет.

Семён Морозов заслужил у коллег по цеху спорную репутацию как актёр с исключительно несговорчивым характером. Однако на съёмочной площадке он всегда выкладывался полностью, что с лихвой компенсировало его строптивость. Всего Семён Морозов отработал актёром более чем в восьмидесяти кинолентах, а в качестве режиссёра кроме прочего снял 26 выпусков киножурнала «Ералаш».

Борис Щербаков. Один из самых востребованных актёров отечественного кино Борис Щербаков родился в 1949 году в рабочей семье. Отец во время войны возил на полуторке хлеб по «Дороге жизни», а потом, в мирные годы, работал таксистом. Мать трудилась на заводе. Ленинград — портовый город, и окно комнатки в коммуналке, где ютилась семья Щербаковых, выходило на Финский залив. Боря, засматриваясь на торговые суда и военные корабли, разумеется, мечтал о море, но судьба распорядилась иначе, когда 12-летнего парнишку отобрали на роль Глебки Прохорова в детском приключенческом фильме «Мандат». Именно с этого момента Борис решил стать актёром, чего бы это ему ни стоило.

На первом же шаге Борис споткнулся: в ЛГИТМИК (нынешний Российский государственный институт сценических искусств) он не прошёл по конкурсу. Пришлось поступить в Институт культуры им. Крупской на режиссёрский факультет. Весной следующего года Борис узнал, что знаменитый актёр МХАТа Павел Массальский набирает курс в Школу-студию театра. Массальский был кумиром Щербакова, поэтому он решил плюнуть на Институт культуры и попытать счастья в Москве. Осуществить задуманное Борису чуть было не помешал декан факультета, который буквально заставил его сдавать сессию.

Добравшись наконец до столицы, Борис был потрясен известием, что из-за предстоящих гастролей театра в Японию экзамены уже успели провести.

Дальше, по словам Бориса Щербакова, события разворачивались так: «Терять мне было нечего, я ворвался в аудиторию, где заседали преподаватели, и заорал: „Пал Масалич! Я хочу у вас учиться!“. Мало того, что я устроил переполох, но ещё и перепутал отчество педагога. Все были в замешательстве. Но, видимо, то, что я при всех заявил, что хочу учиться у Павла Владимировича Массальского, польстило известному педагогу, он прослушал меня и принял. Через несколько дней я уже занимался переводом из ленинградского института в Школу-студию МХАТ».

Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР Борис Щербаков, снявшийся в двухстах двух кинокартинах и тринадцати телевизионных постановках, продолжает и сегодня с успехом работать в кино, в театре и на телевидении.

Анна Каменкова. Эта замечательная актриса театра и кино впервые снялась в шестилетнем возрасте и тут же получила премию за лучшее исполнение детской роли на II Международном кинофестивале в Аргентине. Фильм назывался «Девочка ищет отца».

Несмотря на такой головокружительный дебют, родители Ани — преподаватели русского языка и литературы в средней школе — на словах воспротивились её детскому желанию стать актрисой, а на деле всё-таки позволили ей ходить на занятия в студию художественного слова во Дворце пионеров. Мало того, Аня даже выступала на сцене Большого театра: играла русалочку в опере «Русалка». Окончив школу, Анна Каменкова поступила в Высшее театральное училище имени Щепкина на курс Михаила Царёва, а после получения диплома была принята в труппу Театра на Малой Бронной, иными словами — под крыло к выдающемуся мэтру Анатолию Эфросу, где служила вплоть до 1992 года, играя героинь Гоголя, Достоевского, Тургенева, Горького, Радзинского, Дилэйни, Брукнера… С 1992 года по сей день актриса работает в формате антрепризы.

В кино Анна Каменкова вернулась только в 1975 году, после 16-летнего ­перерыва. Однако широкую популярность и искреннюю любовь зрителей актриса завоевала лишь через четыре года, когда сыграла Маню в мелодраме Менакера «Молодая жена». За исполнение этой роли Анна Каменкова получила приз за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале в Душанбе, а благодарные зрители признали её актрисой года.

Актриса активно снималась в 80-е годы. Вспомните, например, «Визит к Минотавру», где она великолепно сыграла в дуэте с Сергеем Шакуровым, или картину «Софья Петровна», где она — молодая, 34-летняя и красивая — поразительно достоверно перевоплотилась в усталую и поникшую женщину 50 лет. Анна Каменкова много снималась и в 90-е, и в 2000-е, в России и за рубежом. Всего на счету выдающейся актрисы, заслуженной артистки РСФСР роли в 26 художественных фильмах, 12 телевизионных спектаклях и 31 телесериале.

Елена Проклова. В детстве Леночка ни в коем случае не думала быть артисткой, она мечтала стать Олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике, занималась этим очень сложным и зрелищным видом с четырёх лет и уже в 11 выполнила нормативы мастера спорта. Как раз в это время шла подготовка к съёмкам фильма «Звонят, откройте дверь», где режиссёром-постановщиком был Александр Митта, а вторым режиссёром — дедушка Лены Виктор Тимофеевич Проклов, одной из основных задач которого был подбор актёров. Как это обычно бывает, когда главную роль должен сыграть ребёнок, постановщикам предстояло отыскать единственное и неповторимое юное дарование. Кто-то из друзей семьи между делом предложил Виктору Тимофеевичу показать Александру Митте внучку, а когда тот категорически отказался, сам отвёл девочку на киностудию.

Фильм показал отменные результаты в прокате, в Леночку зрители просто влюбились, понравилась она и кинематографистам, поэтому от предложений сняться не стало отбоя. В результате главные роли в картинах «Снежная королева», «Переходный возраст» и «Гори, гори, моя звезда» не заставили себя ждать.

В 1973 году Елена Проклова окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой МХАТа. Через 14 лет после успеха картины «Звонят, откройте дверь» Александр Митта пригласил Елену в свой новый проект, однако актриса вежливо отказалась, сославшись на загруженность в театре. Если бы она только знала, что новый фильм называется «Экипаж», что это — первый советский фильм-катастрофа, бесспорный блокбастер, ставший культовым и получивший весомые награды на всесоюзном кинофестивале. Зато повезло юной дебютантке, красавице Александре Яковлевой, не правда ли?

Заслуженная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола Елена Проклова и сегодня играет в антрепризах и снимается в кино. В архиве актрисы роли в 46 художественных фильмах.

текст:
Михаил Берсеньев
фото:
архивы пресс-служб