Макарун
РЕКЛАМА
CIS International School

Семейная школа «Макарун»

Непросто рассказывать про место, которое ты любишь. Это как у родителей спрашивать: «А почему вы любите своего ребёнка?» Каждый задумается, потом пожмёт плечами и с улыбкой скажет: «Ну это же мой ребёнок!» Мне кажется, что со школой «Макарун» такая же история. Когда спрашиваешь про отношение, то сначала думаешь про любовь, а потом уже что-то более рациональное, и мне кажется это очень значимым показателем.

Школа была открыта в 2016 году без подготовки, за рекордные сроки, когда никто не верил, что это вообще возможно. Ведь с помещением, где изначально планировали разместиться, не получилось, так что в сентябре пришлось спешно делать ремонт и открывать школу в октябре. Родители, всё-таки дождавшиеся классов у нас, выдали нам огромный кредит доверия.

Первый год был очень трудным. Начало работы любого бизнеса редко бывает радужным, но со школой это особенно заметно: ты ведь не только производишь продукт, но и отвечаешь перед детьми, родителями, сотрудниками, чтобы вся система отлично работала и радовала участников. Мы кропотливо подбирали персонал, искали свои форматы работы, пробовали, ошибались и снова пробовали. Тут стоит сказать про то, что для нашего директора Лолы Шурыгиной трудности — это не приговор, а только способ найти другое решение. Именно благодаря этому школа была открыта.

И сейчас становится понятно, как много тогда интуитивно было выбрано верных направлений. Во-первых, мы выстраиваем отношения не между ребёнком и школой и не между родителями и школой. Ребёнок приходит не из вакуума, он живёт с родителями, у него часто достаточно активная внеурочная жизнь, семейный опыт и контекст, и было бы неправильно воспринимать его только в качестве ученика. Поэтому в «Макарун» проводится несколько собеседований. Мы общаемся и с ребёнком, и с родителями. У каждой семьи есть особенности, свои правила и ценности, и для нас очень важно, чтобы эти ценности были созвучны с нашими. Например, такая история. Приходит ребёнок в школу, и выясняется, что он абсолютно не готов к самостоятельной деятельности. И здесь речь не только про домашние задания, но и про самоорганизацию, про умение помнить, в какой коробочке мама завтрак из дома дала. Мы, разумеется, начинаем решать эту проблему совместно с семьёй. Приглашаем на тьюторские встречи и можем выяснить, например, что ребёнок дома абсолютно избавлен от необходимости что-то делать самостоятельно. Портфель собирает мама, а комнату убирает няня. Это очень сильно тормозит процесс. Поэтому при возникновении сложностей важно обсудить их с родителями и выяснить, как они вообще к этому относятся. Свериться. Договориться, что теперь мы работаем по-другому, или убедиться, что отношение к разным вопросам — бытовым, учебным — у родителей и школы совпадает.

Во-вторых, основной ценностью в школе является комфортная и уважительная манера общения, причём это касается любых уровней. Ребёнок учится на примере окружающих. Мы часто делимся с коллегами, советуемся, всегда можем попросить о помощи. Этому учим и детей. При этом мы формируем отношения, где взрослый — это не просто человек, которому много лет, а прежде всего тот, кто способен принимать решения, брать ответственность и отвечать за свои дела и поступки. Зачастую это кажется очевидным, но мы видим результат прежде всего в том, как меняется манера общения новеньких уже через несколько недель. Конечно, как и в любом детском коллективе, случаются конфликты и споры, но мы показываем, как можно их решить конструктивно, уважая и себя, и оппонента.

В-третьих, для нас важна способность детей выдерживать конкуренцию. Условия меняются, иногда семьи переезжают, решают пойти в другую школу, и для нас очень важно не просто показывать родителям высокие оценки, а учить детей так, чтобы их высокий уровень знаний был очевиден. Именно поэтому мы используем классические образовательные программы, зачастую чуть более сложные, но при этом позволяющие ребёнку комфортно чувствовать себя в других образовательных учреждениях и достойно писать аттестационные работы. Мы проходим аттестации, уделяем этому много внимания и всегда следим, чтобы результаты были честными, потому что нам важна не только оценка, но и реальный уровень знаний.

В-четвёртых, мы приняли решение, что в каждом классе с детьми работают тьютор и педагог. Почему так? Все наши учителя — отличные специалисты, способные не только научить, но и создать комфортную атмосферу в классе. Но тьюторский состав — это особая гордость нашей школы. Понятно, что жизнь ребёнка в школе не ограничивается уроком, она собирается из перемен, прогулок, внеклассных занятий, общения с одноклассниками и участия в общешкольной жизни. При этом мы твёрдо убеждены, что наша цель — создать дружный коллектив и дать возможность раскрыться каждому. Как это сделать в условиях, когда на одного взрослого приходится чуть больше десяти детей? Непросто. Именно тут в отношения с семьёй и ребёнком вступает тьютор. Он не просто присутствует на уроках, а внимательно наблюдает за детьми, за тем, как они раскрываются, работают, в конце концов, за тем, выспался ли сегодня ребёнок или сидит с красными глазами и мужественно пытается не заснуть. Тьютор общается с учениками, составляет маршрутные листы, помогает раскрыть сильные стороны, при этом следя, чтобы класс был дружным и сплочённым. Хочется вспомнить, как мы проводили викторину, посвящённую экологии, и устроили лотерею с призами. Когда пришло время разыграть главный приз, то мы с радостью услышали, как дружно все хлопают и наперебой поздравляют победительницу. И вот эта искренняя радость за одноклассницу — лучший показатель того, как отлично работают тьюторы.

В-пятых, для нас очень важно учиться и развиваться. И это касается не только детей! На базе школы регулярно проходят семинары для сотрудников. Мы начали работать над тем, чтобы этим методикам могли научиться педагоги других школ. Уже несколько раз мы привозили тренинг по сингапурским образовательным методикам в Москву. Почему именно Сингапур? Там конкурс в педагогические вузы огромен и образование становится тем фундаментом, на котором строится вся дальнейшая карьера и жизнь человека. Мы хотим, чтобы слово «учитель» было важным и значимым, чтобы это был человек, который не просто даёт знания, а учит работать, прививает навыки командной работы и показывает детям, как нестандартно решать задачи. Ключевая задача непрерывного роста — развитие интеллекта. Это сложная и интересная задача, которая так же важна, как и успешно пройденная программа. Дети XXI века сильно отличаются от родителей, и учить их нужно совсем по-другому.

В-шестых, хочется рассказать про наши авторские разработки, которыми мы по праву гордимся. В первую очередь это Дневник счастливого школьника. Когда мы только начинали работать, то столкнулись с проблемой: домашние задания надо записывать, а куда? Пользоваться обычным школьным дневником было скучно, он ужасно выглядит, согласитесь. Блокноты терялись, да и в целом хотелось, чтобы ребёнок был заинтересован в ведении дневника. Как быть? Мы разработали дневник, в котором были не только графы для заданий, но и место для рисования, записи настроений, благодарностей, фиксации важных событий и даже количества выпитой воды. Почему это важно? Взрослый способен отслеживать свои состояния и понимать, что сегодня он спал на совещании, так как до трёх ночи сооружал поделку из шишек. Ребёнка надо учить навыку самоанализа и рефлексии. Поэтому мы создали такой дневник, который помогает в самоорганизации, учитывает потребности ребёнка в своём возрасте, даёт возможность выговориться и осознать что-то важное по итогам урока, дня или недели. Интересный факт: дневник мы запустили как краудфандинговый проект (проект, на создание которого каждый желающий может пожертвовать небольшую сумму). Для чего это было сделано? Хотелось создать проект, который был бы значим и нужен многим людям. Здесь люди проголосовали рублём, и стало понятно, что дневник действительно получился и широко востребован на территории России.

Теперь немного поговорим о том, что мы предлагаем нашим ученикам. Начнём с одного из самых важных пунктов — качественного образования. Есть мнение, что частные школы более лояльны, чаще закрывают глаза на проблемы с учёбой. Приведу пример. Когда мы ушли на карантин и открыли онлайн-обучение, к которому подготовились за неделю каникул, то столкнулись с тем, что часть детей решила, что раз уж в школу не ходим, то и домашние задания можно не делать. Сразу было принято решение, что мы отслеживаем все долги, и если у ребёнка накапливается три несданные работы, то он на уроки не допускается. Тьютор помогал ему преодолеть эти трудности, подбадривал, находил нужные слова. Ребёнок собирался и делал. Не все одобрили наш суровый подход, но результат он принёс. Для чего мы это делаем? Школа — это не просто место, куда можно сдать ребёнка утром и забрать вечером, это прежде всего место, где он учится. Любое требование учителя — это работа на результат. Важно, чтобы каждый ученик усвоил предмет на высоком уровне и при любых проверках демонстрировал высокие результаты. Поэтому все предметы (в том числе и два иностранных языка) преподаются так, чтобы было понятно, что учим мы на совесть.

Когда родители приходят и знакомятся с нашим расписанием, то у них часто возникают вопросы, почему есть непривычные предметы. Точно ли детям нужен тьюторский час, уроки коммуникации, навыки проектного мышления? С уверенностью можно сказать, что это очень нужные уроки, которые по важности не уступают математике и каллиграфии. Сейчас всю большую популярность набирают Soft Skills, то есть те навыки, которые являются надпредметными и про которые в учебниках не говорят. При этом для взрослых. Нам, взрослым, совершенно очевидно, что эмпатия поможет выстроить уважительные отношения, тайм-менеджмент — расставить приоритеты, а критическое мышление — относиться к информации трезво и взвешенно. Стоит ли выделять для этого отдельные часы в расписании? Разумеется. Это важная часть нашего обучения. К тому же именно тут дети получают возможность поговорить о том, как они себя чувствуют, что их волнует, а что, наоборот, радует. Зачастую психологическое состояние детей сильно влияет на учебный процесс и его результативность. Например, тьютор регулярно спрашивает, на сколько баллов сейчас настроение у ребёнка. Дети очень ценят такое отношение, потому что с ними разговаривают и их слышат. Это здорово помогает педагогу. Урок на восемь баллов из десяти сразу проходит на подъёме и с задором, а урок, на котором дети фиксируют сниженный балл настроения, — повод для учителя применить нестандартный подход, побыть вместе с детьми таким педагогом, чтобы в конце урока улыбающихся лиц стало больше.

Стоит отметить и деятельность после уроков. Мы не стремились создать классическую продлёнку, но хотелось сделать так, чтобы оставалось время и для домашних заданий, и для игр, и для дополнительных занятий. В школе очень легко забыть про важность движения, поэтому мы специально оформили коридоры, чтобы можно было играть в подвижные игры, много двигаться, обниматься с друзьями, ползать по полу или просто лежать в кресле с книжкой, — и под это тоже выделено время в расписании. Многие из нас родители, и мы понимаем, что чувствует мама или папа, когда в восемь вечера выясняется, что нужно сделать десять страниц домашней работы, а ещё никто не начинал. Поэтому у нас есть самоподготовка, то есть специальное время, когда дети в тишине садятся и делают уроки. В это время в классе обязательно присутствует учитель, который ответит на все возникающие вопросы. После самоподготовки дети могут либо играть в классе, либо отправиться на кружки, которых у нас в изобилии: от классического рисования и книжного клуба до хип-хопа и столярной мастерской.

Конечно, рассказать обо всём в формате статьи невозможно, но мы постарались осветить основные моменты и поговорить о наиболее важных для нас моментах. Мы всегда рады знакомствам и общению. Приходите к нам!

текст:
Татьяна Наумова
фото:
архивы Семейной
школы «Макарун»