Сергей Архипов
РЕКЛАМА
Babyermagazine

Сергей Архипов. ЖИТЬ ПО ЯСНЕ

Тысячелетиями славяне жили по природным правилам Ясны, которые передавались из поколения в поколение. Молодые люди знали, как искать вторую половинку, женились и выходили замуж, создавали крепкие семьи, в которых не было разводов. Благодаря древнему учению наши предки жили в мире и согласии, растили и воспитывали детей, помогали друг другу. Почему забыто древнее учение, в чём смыслы русского языка, что даёт ребёнку воспитание на русских сказках и зачем в новогоднюю ночь детей ставили на табурет — об этом поговорим с руководителем института русского языка «Ясна» Сергеем Юрьевичем Архиповым.

 Сергей Юрьевич, вы получили классическое техническое образование, бизнесобразование, работали на руководящих постах в области энергетики. Как жизнь связала вас с русским языком?

Да, по первому образованию я химик-технолог. Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (МХТИ). В своё время у меня была дилемма: пойти в театральный институт либо в химический. Человек — такое существо, которое реализует свою программу, ради которой пришёл сюда. Каждую семилетку у нас смещаются приоритеты: телесное, социальное, духовное. Но коды русского языка, образы русского языка — они всегда меня будоражили.

Любовь к русскому языку привили родители?

Мне всегда нравилась литература, чтение книг. Помню, как родители в детстве перед сном читали русские сказки. Вот когда сердечко замирало. Это же целые архетипы, сборище фантастических, могучих образов, которые в нас отзываются с самого раннего возраста.

Ваши родители были связаны с русским языком?

С русским языком опосредованно, больше с творчеством. И мама, и отец работали в культурной сфере. Я часто пропадал у отца в театре, пока был маленький, и мне было всё это очень интересно. Открою вам небольшой секрет. В 1987 году от МХТИ я играл в КВН. Наша команда с капитаном Михаилом Марфиным сражалась в финале с одесситами. Так что с творчеством у меня всё в порядке.

Когда возник интерес к русскому языку?

Я всегда, с детства, с отрочества чувствовал и любил русский язык, красоту русского языка. Мы не можем сказать, что появилось раньше, однозначно — русский человек или русский язык, но мы понимаем, что есть некая мистическая, если угодно, сущность, которая держит огромную территорию и нам позволяет русскими быть. Мы об этом не задумываемся, но язык формирует мозг. В зависимости от того, какие слова я произношу, такие двигательные мышцы задействованы, такое у меня резонирование, такая у меня тональность, такая частота, такие эмоции, такие окрасы. А в русском языке их бесчисленное множество. Русский язык — он фантастический, удивительный, понятийно-образный.

Да, русским языком мы можем гордиться.

Мы с вами это знаем и чувствуем. Дети наши считают уже не так. Они убеждены, что английский — самый главный и самый богатый язык. Они не понимают, что у россиян другой мозг, в отличие от тех же американцев, японцев, норвежцев. Мы из разных вселенных, из разных миров. Русский язык — величайший дар, доставшийся нам от предков. Без преувеличения можно сказать, что ни один другой язык в мире не обладает таким количеством смыслов, образов и культурных кодов, содержащихся в нём. Невозможно уничтожить память русского человека о собственной великой истории, не уничтожив русский язык. Но, к сожалению, во многом это и происходит буквально на наших с вами глазах. Всё поменялось, когда мы стали жить чужими смыслами.

Сегодня наш великий и могучий русский язык нуждается в поддержке и внимании. Не только дети, но и их родители начинают забывать, как правильно говорить порусски, какие смыслы заложены в русские слова.

Нужно знать наш язык, изучать его. И чем больше мы узнаем о родном языке, тем больше откроется нам тайн, до поры скрытых в народных сказках, классических литературных произведениях, баснях, пословицах и поговорках. Любая культура возникала на традиционном эпосе. А эпос — это всегда мировоззрение. Русский язык — это сердце человека, а Ясна — его мировоззрение, его душа. Ясна — это система мироописания, которую наши предки много веков назад увидели у природы. У нас огромная страна: от Калининграда до Находки — 10 тыс. км, и на этой громадной территории живут русские люди, которые говорят на одном языке.

Согласна, это удивительно, что на такой огромной территории все понимают друг друга.

Я не беру Китай, где десятки языков. Но возьмите малепусенькую Швейцарию, сравнимую по территории с нашей Московской областью. Ведь там говорят на четырёх языках. А у нас едешь три дня лесом, два дня полем — и один и тот же язык. Где такое ещё есть? Русский язык сам держит пространство и время. Это миссия. Вспомните переписку Ивана IV. Она написана русским человеком, и по сей день мы понимаем, что там написано. А возьмите английский язык тех времён. Сейчас это совсем другой язык. На мой взгляд, самую лучшую характеристику русского человека дал Расул Гамзатов. Он говорил: «Когда я в Дагестане, я аварец, когда я путешествую по Советскому Союзу, я дагестанец, когда я выезжаю за пределы Советского Союза — я русский». Мы внутри можем быть какого угодно вероисповедания, у нас может быть намешана разная кровь, но мы все русские, мы все жили одной культурой. Непозволительно забывать об этом. Мы жили своими ценностями, имели свои смыслы жизни. Мы иные, мы другие. И в этом наша «другость», наша «подругелость» (смеётся) обусловлена в том числе нашим языком.

Расскажите нашим читателям, какие тайны кроются в русском языке.

Возьмём русские пословицы и поговорки. Спросишь, чем же отличаются пословицы от поговорок. И сразу зависают! Наши предки в своё время говорили, что в пословицах был когда-то зашифрован культурно-этический код нации. В этих культурных кодах — защита, магия, мистика и все чудеса. Поговорка — это наблюдение за природой. А пословица — это всегда сочетание двух вещей: запева и припева. Пословица — это притча. А притча — от слова «причитать», то есть «чёт», «пара», сочетание каких-то двух вещей. Раньше наши предки смотрели на звёздное небо. Там происходила вся эта красота. Каждый раз меняются персонажи. Помните пословицу «Когда рак на горе свистнет»? Почему рак свистит? Кто видел свистящего рака? Оказывается, рак не «свистнет», а «свиснет» — когда он свешивается с какой-то верхотуры. Что имеется в виду? Это созвездие Рака, это летнее солнцестояние, это самая вершина лета. Рак висит у нас над головой. И это только одна из великого множества русских пословиц.

Сергей Юрьевич, вы руководите институтом русского языка «Ясна», пытаетесь сохранить русские традиции, русскую культуру. Что в этом направлении делаете?

Значительная часть нашей деятельности связана с изучением быта, традиций, семейных отношений славян. Мы ведём работу по восстановлению канонов традиционных праздников, как кологодных, так и связанных с жизненным циклом человека. Разыскиваем, исследуем и бережно сохраняем чудом оставшиеся корни некогда величайшего древа рода всех славян. По мере накопления информации проводим семинары, творческие встречи и целые учебные курсы.

Ваша цель чтобы люди не забывали, кто они, откуда родом, не забывали свои истоки?

Самосознание, самоидентификация, самопонимание — вещи непреходящие. Во всём этом сквозит история. Ведь эталоны-то были как раз у нас. Мы хотим, чтобы наши дети женились и выходили замуж за нормальных людей. А где их взять? Нужно, чтобы родители были нормальные. Нужно рассказать, научить будущих родителей.

Чему вы учите родителей?

Мы в современных формах, современным языком рассказываем о быте наших предков. Родителей и потенциальных родителей мы обучаем семейному ладу, основываясь на мудрости наших предков. Ведь они жили так, что не было разводов на Руси. Не быть замужем, не быть женатым и не иметь детей воспринималось как болезнь, недуг. Ко мне подходят слушатели после лекций и спрашивают: «Где ж вы были раньше? У нас бы жизнь совсем по-другому сложилась». Детей нужно воспитывать, но воспитывать их нужно в правильной семье. Вот этому мы и стараемся научить родителей. Мы учим, как понять себя, как найти свой знак судьбы, как правильно вступать во взаимоотношения. Мы учим, в чём различие мира женщины и мира мужчины. Ведь основная функция отца — научить сына обходиться без него, женщины — научить выживать и адаптироваться в этом мире. Это разные компетенции, разные умения, разные навыки. Всё сразу не расскажешь. Этому посвящён целый курс «Семейный лад» у нас в «Ясна-центре».

По Ясне в каком возрасте следует создавать семью?

Для мальчика хороший возраст 28 лет. Девочка должна быть на пять — семь лет помладше. Как ни странно, половая система по Ясне начинается с носа. Не зря говорят «снюхались». Люди реагируют на феромоны, понимая, твой это человек или нет. Но дело даже не в этом. Базовое понятие нашего мировоззрения — опорный крест четырёх стихий: огня, воды, земли и воздуха. У каждого человека свой главный знак сути, соответствующий одной из этих стихий. Причём с датой рождения это никак не связано. И не все из них сочетаются в устойчивые союзы. Как, например, огонь и вода. Это нужно знать. Нужно уметь правильно оценивать себя и своего избранника.

Почему сегодня так много разводов? Что не так?

Основная проблема, основная беда — мужчина пал. Отдал власть во всех смыслах этого слова. Причём если мужчина может пасть, то женщина нет. У неё дети. И женщина встала к штурвалу и «штурвалит» ту функцию, которая не предусмотрена для неё природой.

Что поспособствовало падению мужчины?

Мужчина ушёл в город. А в городе состояться мужчине намного сложнее, чем в селе. Мужчине нужна мощная физическая работа. Ему нужно ходить за грибами, на рыбалку, на охоту. Ему надо где-то в грязи изваляться. Мамам я говорю: «Если вы воспитываете своих сыновей так, что они, ни дай бог, испачкаются, вы из них делаете девочек. А как они пойдут защищать вас, если придётся? Где в них эта компетенция?» Нашим детям нужно учиться на русских сказках, которые делали из деток девочек, которые умеют заботиться и понимают, что это такое, и мальчиков — с умением не дать своих в обиду. Город — это женский мир. Тут мальчику развернуться негде — ни тебе мечом помахать, ни из рогатки пострелять. Мальчишки раньше гуляли во дворах, а их отцы лежали под машинами с разводными ключами. И мы, мальчишки, эти ключи им подавали. Знали, что такое машину чинить, табуретку сделать самостоятельно и скворечник смастерить? И по пальцам себя били, конечно. А без этого мужчина не состоится.

То есть мужчинам пора возвращаться на землю?

Наши предки на селе жили. Там была наша цивилизация. Оттуда мы пошли, пошли наши пахари, сеятели. Они любили природу, любили и умели наблюдать за ней и ценили это наблюдение. Оттуда они осознали и увидели Ясну.

Какой выход из сложившейся ситуации в русских семьях?

Первое — это осознание проблемы. Мужчина и женщина живут в разных мирах. Это нужно понимать. Самая большая проблема семейных отношений и семейных разводов — что муж и жена исходят из разного. У мужчины стратегическая ответственность за выживание. Ранее мужчина служил отечеству, служил общему делу. Семья — это мельчайшая единица жизни, меньше не бывает. Помните, ранее говорили: семья — ячейка общества. Государство реально заботилось о том, как выживет эта ячейка общества. Поэтому были лагеря для детей, санатории для родителей. А если мельчайшая единица жизни — сам человек, тогда вся инфраструктура, всё государство, вся идеология направлена на удовлетворение потребностей отдельного человека. Нам такое устройство жизни не подходит. Мы как народ вымираем! Если в семье меньше трех детей — это отрицательная семья.

Сергей Юрьевич, институт русского языка «Ясна» занимается построением справедливого и гармоничного будущего для детей и внуков. Каким вы видите будущее своих детей и внуков?

Дети наши уже взрослые. Младшей 27 лет. С внуками дети жадничают.

Когда дети наконец порадуют внуками, как станете их воспитывать, какие книги им читать?

Я бы начал с русских сказок. Причём лучше брать старые издания, 50–60-х годов. Там коды есть. Велика надежда найти естественную сказку, не авторскую интерпретацию. Это там обнаруживаются всё новые и новые слои информации древней мудрости, запечатанной нашими дедами в формах простого, на первый взгляд, повествования. Очень мне нравятся сказки про Илью Муромца, про яблочко на блюдечке с голубой каёмочкой, яблочко наливное. А яблочко на тарелочке — это и есть Ясна. И читать сказки начал бы сызмальства. Предки наши говорили, что ребёнка надо воспитывать, когда он поперёк лавки. Когда вдоль — уже поздно!

Каких ошибок можно избежать в воспитании ребёнка?

Один из видов зла для маленького ребёнка — это предоставление ему выбора. Знаете анекдот про тёщу? (Смеётся.) Тёща подарила зятю два галстука — зелёный на Новый год и красный на 23 Февраля. А на 8 Марта пригласила его в гости. Зять захотел тёщу порадовать, надел зелёный галстук и, довольный, пришёл на праздник. Тёща посмотрела на зелёный галстук на зяте и спрашивает: «А что, красный не понравился?»

У психологов и педагогов иной взгляд на предоставление ребёнку выбора.

Это тот самый левый берег проявляется, где воспитывается личность, которая права. А этой личности ещё и понимать нечего. Из чего он будет выбирать? Как выбирать — красное или квадратное, мягкое или зелёное? Ребёнок думает: «По каким критериям мне выбирать? Вы меня и смущаете, и развращаете. А ещё мне постараться где-то на задворках моего сознания вам угодить, чтобы не расстроить. Потому что я выберу, а вы мордочку скорчите. Значит, я вам не угодил». И в мозгу у ребёнка творится невообразимое. Да, буржуинские психологи говорят, что ребёнок должен сам определиться, что он хочет, какого он пола и т.п. Ребёнок не понимает, как ему определяться. Он ещё несформировавшаяся личность, да и не нужно это ему!

А что скажете про телесные наказания?

Шлепнуть по попе или затрещину дать в православии было в любом возрасте возможно. Помните советский фильм «Большая семья» про династию кораблестроителей? Там дед отвесил подзатыльник уже взрослому сыну — главе семейства, уважаемому человеку. А тот, уворачиваясь, пробасил: «Ну ты чего, батя?», понимая, что перегнул палку и правильно его старейшина на место поставил. Потому что право имел в любом возрасте и всегда. Было это телесным наказанием? Ничуть.

Можем ли мы следовать методам воспитания наших предков? Условия жизни поменялись.

Да, сейчас всё по-другому. Методы воспитания, про которые мы с вами говорим, исходили из того, что в семье было много детей. Я богат когда? Когда у меня чего-то много. Если у меня хороший урожай, то я богат яблоками. Когда у меня много детей, я богат семьёй. В больших семьях нельзя было заступаться за младшего только на том лишь основании, что он младше и слабее. Он же маленький, поэтому ты, старший, должен уступить. Это делать было запрещено! Воспитывали так, что сильный должен хотеть не дать слабого в обиду. А сформируются эти понятия тогда, когда младший будет понимать правильность иерархии, её разумность. Так в православии воспитывали старшего или первых старших детей, а дальше они воспитывали всех остальных. В противном случае у старшего закладывается злость на младшего и он обязательно найдёт повод ему отомстить, когда вы видеть не будете. Если вы разовьёте у старшего нелюбовь, несправедливость к младшему, то заложите постоянный конфликт, борьбу, нездоровье в их отношениях, и только вы шаг из дома сделаете, в доме наступит беда.

Как сегодня семьям жить в ладу и радости?

Для начала узнать, как это было. Определитесь, какая у вас семья — протестантская или православная. Одна из базовых проблем — когда люди создают союз и не осознают, да иногда и не знают, что исходят из разных приоритетов. Если мужчина в душе православный, а женщина католичка или протестантка, то их взгляды на создание семьи и ведение быта не совпадают. Или возьмём для примера семью, которая живёт по женскому образцу, когда у женщины есть право осознанно или нет, вербально или нет держать мораль в семье, то есть она последняя инстанция, определяющая для всех членов семьи — и для детей, и для мужа — хорошо или плохо они поступили. Это протестантская семья. В православии мораль была у мужчин, потому что стратегию выживания определял мужчина. У нас в центре учебную программу «Семейный лад» мы раньше называли «Русский крест». А русский семейный крест составляют четыре участника семьи: отец, мать, дети и отечество (государство). Отечество в лице дедов и бабушек, которые помнят и знают, как должно быть. Все они составляют устойчивый опорный крест.

Сергей Юрьевич, в преддверии Нового года расскажите нашим читателям, как на Руси отмечали этот праздник.

Новый год — это рождение чего-то нового. Это всё сакральные знания, это всё ритуалы, мистерия. Почему говорят: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь»? Раньше Новый год праздновали осенью, в октябре, на осеннее равноденствие, когда был сбор урожая. Какой урожай соберёшь, такой и год у тебя будет. Главным деревом на празднике была не ёлка, а яблоня. Оставшиеся осенние яблоки украшали, в красивую обёрточку заворачивали. Вот оттуда пошла традиция украшать новогоднюю ёлку красными и золотыми шарами. Яблоня считалась у наших предков садовой коровой. А корова — самое главное животное, кормилица. Это символ еды, радости, удовольствия. Это кормилица, спасительница. А на макушке у ёлки обязательно должна быть пятиконечная звезда — Спас. А знаете, почему звезда называется Спасская? Полярная звезда всегда наверху и место не меняет. Созвездия вокруг неё вращаются. Если ты держишь путь на Спасскую звезду, то идешь ровно на север. Так что звезда на ёлке — это символ спасения. И первый Спас — травяной, весенний. Когда трава высокая, тогда и молоко у коровы будет вкусное, жирное. Из него и сметану, и масло можно будет сделать. Сумели дожить до Спаса, значит, спаслись.

Как детей наряжали на Новый год?

А деток одевали в костюмы зайчиков и снежинок. Объясню почему. Погода в период осеннего равноденствия была пограничная — то снег пойдёт, то дождь капельками стучит, и отскакивают они от земли, как маленькие зайчики. Вся природа как будто хороводы водит.

И конечно, Снегурочка с Дедом Морозом были на празднике?

Снегурочка — самое главное лицо на празднике. Она приходит первая, водит с детьми хороводы, первая встречает Деда Мороза. А кто же такая Снегурочка? Это созвездие Девы, которая приходит в день осеннего равноденствия. Это та самая Персефона. Весной она через костёр прыгает и возносится на небо. Помните, как Аид говорил: «Отдадите мне Персефону, тогда у вас будет тепло, а не отдадите — будет зима». Заходила Снегурочка, деток приглашала на праздник. Праздник начинался, когда совсем темно становилось: солнце село, луны нет. А Луна и Солнце — это родители Снегурочки. Потом Снегурочка звала Деда Мороза. В нашей традиции это Николай-угодник, Николай Чудотворец, Николай Чадотворец. Это всё он. И на небе он есть в виде созвездия Ориона.

А как насчёт Бабы-яги? Она посещала Новый год в те времена?

Баба-яга — непростой персонаж. Ведь Бабы-яги были на самом деле. Как правило, эту функцию выполняли немолодые женщины, которые знали толк в травах. Они были, можно сказать, начальницами лазарета. Раненые воины приходили и сражались у Бабы-яги со смертью. А «жила» она в бане — избушке без окон и дверей. И в этих банях в печку она воина клала, травами выхаживала, в предбанник выносила. Там он болел, а выздоровеет или нет — как Бог даст. Там он сражался с драконом, Змеем Горынычем, и Баба-яга ему в этой битве помогала. Приходила Баба-яга на Новый год, потому что находилась на границе миров. Она пыталась помешать этому Новому году прийти. И с ней была всякая нечисть: кикиморы, лешие, водяные, которых боялись все дети.

Что было кульминационным событием новогоднего праздника?

Для многих из детей на празднике случалось самое первое, главное, сакральное действо, когда они давали отчёт перед всеми — другими зайчиками и снежинками. Они вставали на табуреточку возле Деда Мороза и должны были что-нибудь ему рассказать, предъявить себя миру. И тут уж была проверка: смогу или не смогу, заробею. Дедушка Мороз подбадривал, помогал. Снегурочка рядом поддерживала. Потом расстилалось полотенчико, и ребёнок перепрыгивал «на другой берег». И тут его обнимали, целовали и дарили подарки. И в этом были смыслы празднования Нового года.

Сергей Юрьевич, спасибо! Всё, что вы рассказали, очень интересно и познавательно для наших читателей. И напоследок хочется задать вопрос в чём смысл жизни?

Тут всё просто. Все хотят любить и быть любимыми. Поэтому смысл жизни — в её продолжении. Чтобы было что сказать своим детям и внукам, чтобы уметь передать наши родные традиции, передать смысловой огонь будущему поколению, надо знать свой язык и свою культуру, знать русскую Ясну.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
Анастасия Репина
Сергей