СИЛА МУЗЫКИ

СИЛА МУЗЫКИ
РЕКЛАМА
MONE

Осень – прекрасная и одновременно волнительная пора. У детей начинается новый школьный учебный год, а, значит, у родителей прибавляется изрядное количество вопросов: как выстроить для ребенка процесс обучения грамотно? Как умело мотивировать свое чадо грызть гранит науки и не загубить познавательный интерес? Какие дополнительные занятия выбрать для гармоничного развития личности ребенка?

Наверное, сегодня уже ни для кого не секрет, что занятие искусством, таким как музыка, живопись, танцы и пр., при правильной организации процесса и доверительных дружеских отношениях между учеником и педагогом, является не просто приятным времяпрепровождением, но и несет в себе сильнейший терапевтический эффект. Оно может быть использовано как база для эффективного раскрытия и реализации внутреннего потенциала ребенка, это помощь в работе с детскими страхами, неврозами, повышенной тревожностью, рассеянным вниманием и гиперактивностью, а также с различного рода проблемами, приводящими к неуспеваемости в школе. Нервная система ребенка дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Музыка оказывает мощное влияние на мозг. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает способность к концентрации. Кроме того, музыка помогает детям чувствовать себя позитивней и улучшает их творческое мышление. Прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, обучение танцам обеспечивают положительное и расслабляющее воздействие на нервную систему. Классическая музыка может также уменьшить стресс и снизить общий фон тревожности. Использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Последние исследования в области нейрофизиологии и психологии развития не оставляют ни малейших шансов на сомнения в том, что каждый ребенок с рождения обладает уникальным  внутренним потенциалом, и задачей родителей и педагогов является создание наиболее благоприятных условий для раскрытия данного потенциала. Лучшим из таких условий является игра. Простыми словами, ребенок — это не «чистый лист», на котором можно «нарисовать» все, что хочет и видит взрослый, а отдельная личность, с уже имеющимся набором склонностей, интересов и предпочтений. Дети должны играть, чтобы взрослеть. Это та самая часть нашей жизни, где действия и эмоции свободны от последствий. Оказывается, именно в игре происходит большая часть роста, включая даже рост мозга. Поэтому любой процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста должен быть организован исключительно с использованием элементов игры. Цели, результативность, задания и ожидания — это все язык работы, тогда как свобода, воображение, развлечение и открытие вызывают ассоциации с игрой. Когда ребенок играет, его внимание должно быть направлено на процесс, а не на какой-то конкретный результат, заданный педагогом (например, успешное выступление на отчетном концерте по фортепиано или танцам).

Жан Пиаже, швейцарский психолог развития, однажды задался вопросом: «Хотим ли мы воспитать детей, которые способны выучить только то, что уже известно? Или, может быть, стоит развивать творческие и оригинальные умы, способные делать открытия, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни?». В связи с этим на Западе полным ходом набирает обороты так называемая «геймификация» образования, другими словами, обучение через игру. Любой процесс обучения: будь то игра на музыкальном инструменте, хореография, живопись- необходимо начинать с понятного ребенку разъяснения «зачем?». К сожалению, мы живем не в идеальном мире, где все образовательные манипуляции совершаются из учета интересов и потребностей ребенка. Часто родитель отдает свое чадо учиться музыке лишь из собственных невоплощенных в жизнь желаний или из сложившегося в обществе стереотипа, что все девочки и мальчики из «хороших» семей должны заниматься музыкой. Давайте быть реалистами, мало кто из современных детей в будущем станет профессиональным музыкантом, зато их познавательный драйв здорово подстегнет знание того, что музыка — это не просто «потому, что надо», а что она может пригодиться им в их будущей социальной и профессиональной жизни. Хороший педагог должен уметь донести это знание до своего маленького ученика — это и называется мотивацией.

Если маленький ученик музыкального класса любит мультфильмы и сказки, то педагогу по фортепиано хорошо бы иметь в запасниках своей памяти несколько примеров сказочных героев, играющих на музыкальных инструментах. Также можно предложить сочинить сказку или выбрать любимую из уже существующих, и на уроке вместе начать разучивать музыкальное произведение, чтобы позже, на открытом занятии, разыграть сказочно-музыкальную постановку перед родителями. Если подключить к процессу обучения семью, то с ее помощью ребенок каждый день может получать в почтовый ящик или под подушку волшебное письмо от любимого сказочного или мультипликационного героя и отвечать ему. Герой может дарить ребенку свои любимые сборники нот и давать задание разучить их вместе с педагогом на уроке музыки. Канадские преподаватели музыкальных классов придумали раскрашивать клавиши пианино разными цветами, каждый из которых соотносится с определенной нотой, что помогает ученикам заметно легче освоить чтение нот с бумаги. Это лишь малая доля «лайфхаков» из арсенала педагога, нашедшего в себе смелость и фантазию выйти  за рамки скучного классического образования и «коробочного» мышления и желающего открыть своим ученикам волшебный увлекательный мир искусства и игры. Ведь возможность «выиграться» — самая естественная форма самоисцеления, предоставляемая детством!

текст:
Меседу Булач
фото:
архивы пресс-служб