Сказочник кино. Александр Роу

Александр Роу
РЕКЛАМА
avanti

Какие фильмы смотрят наши дети? Разумеется, новые — те, что вышли на экраны в последние 10–20 лет. Подавляющее большинство из них — мультики, предоставляющие режиссёру-постановщику самые передовые инструменты для воплощения любых фантазий, а заодно и неограниченные возможности самовыражения. А как обстоят дела с игровым кино для детей? Откровенно говоря, неважно. Если отбросить такие однодневки, как «Красотки в молоке», «Чита Герлз» и «Классный мюзикл», то остаются фильмы о Гарри Поттере, «Властелин колец», «Питер Пэн» — ну и, пожалуй, все! Где ленты о мальчишках-хулиганах и мальчишках-рыцарях, об избалованных девчонках и современных «золушках», о талантливых ребятах и школьных проблемах? Где волшебные сказки, в которых дети играют детей, взрослые — взрослых, а на долю «цифры» приходятся только спецэффекты? Где, наконец, отечественное игровое детское кино? Ответ очевиден: в фильмографиях таких мэтров, как Павел Арсенов, Ролан Быков, Ричард Викторов, Лев Голуб, Владимир Грамматиков, Анатолий Граник, Надежда Кошеверова, Леонид Нечаев, Александр Птушко, Илья Фрэз и конечно же Александр Роу. Вспомните, с каким интересом вы сами смотрели, а потом и пересматривали его «Марью-искусницу», «Морозко» и «Королевство кривых зеркал»!

 

Начнём с биографии мастера

Александр Артурович Роу так до конца жизни и не узнал, где именно родился — в Москве или в Юрьевце Костромской губернии. Непривычная для российского уха фамилия досталась ему от отца-ирландца, который в 1905 году приехал в Россию налаживать мукомольное производство и тут же женился на гречанке Юлии Карагеоргий. Через положенное время у четы родился сын, а когда началась Первая мировая война и Сашеньке исполнилось 8 лет, ирландец мгновенно вернулся на свой «Изумрудный остров».

Неполная семья переехала в Сергиев Посад. Мать постоянно болела, поэтому в свободное от учёбы время парню приходилось трудиться: он зарабатывал на жизнь и на лекарства для матери, приторговывая безделушками работы местных кустарей.

Окончив семилетнюю школу, Александр поступил в промышленно-экономический техникум. Парень был талантлив и инициативен: уже в пятнадцать лет в Москве он руководил самодеятельным коллективом, представлявшим выпуски «Живой газеты». Из техникума Александр перевёлся в киношколу, а потом учился в драматическом техникуме имени Ермоловой.

Параллельно с учёбой он всё время работал: сначала — помощником, а затем и ассистентом режиссёра. С 1930 по 1937 гг. при его участии были сняты картины «Праздник святого Йоргена», «Марионетки», «Бесприданница», «О странностях любви» и «Белеет парус одинокий».

В 1937 году Александр Роу, ученик великого Якова Протазанова, начал работать режиссёром на студии «Союздетфильм», которая сегодня носит название «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького».

 

Этапы творчества

Александр Артурович Роу снимал не только волшебное кино для детей, но и документальные фильмы, и стереоскопические ленты, и экранизации, и фильм-балет, и даже одну кинокомедию. Однако мы сфокусируемся на его сказках.

Первой самостоятельной работой Александра Роу стал полнометражный чёрно-белый художественный фильм «По щучьему веленью». В основу сценария легла пьеса Елизаветы Тараховской — фантазия на темы четырёх русских народных сказок: «По щучьему веленью», «Царевна-Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». В отличие от канонического Емели-бездельника в пьесе Тараховской главный герой — работяга-неудачник. Поймав к обеду разговорчивую щуку, он по доброте душевной её отпускает, за что благодарная рыбина начинает исполнять любые его желания. Дальше всё идет как по маслу вплоть до счастливого финала, когда царевна-Несмеяна, влюбившись в Емелю (который её рассмешил), становится его невестой вопреки строжайшему запрету царя Гороха.

В съёмках принимали участие такие звёзды театра и кино, как Пётр Савин, Владимир Лепко, Иван Москвин, а также Андрей Файт и Георгий Милляр — любимые актёры Александра Роу.

Следующей работой режиссёра стал полнометражный чёрно-белый художественный фильм «Василиса Прекрасная», сценарий для которого представлял собой вольную переработку русской народной сказки «Царевна-лягушка». Его премьера состоялась 13 мая 1940 года. Сюжет картины поначалу в точности соответствует тексту сказки. Старик-отец решил женить трёх своих сыновей. По его велению братья вышли в чисто поле и пустили в разные стороны три стрелы. Стрела старшего упала к ногам боярской дочери, стрела среднего нашла купеческую дочь, а стрела младшего — Иванушки — угодила в болото, в лапки к лягушке, которая оказалась заколдованной Василисой Прекрасной. Завистливые невесты старших братьев сожгли лягушачью шкурку, а дальше в фильме появляются Змей Горыныч, Баба-Яга и загадочный паук. Разумеется, Иван всю эту нечисть побеждает и спасает свою Василису.

В картине снимались Сергей Столяров, Георгий Милляр, Лидия Сухаревская, а также Мария Барабанова и Татьяна Барышева — актрисы, сыгравшие роли и в других лентах Роу.

«Конек-Горбунок» стал первым советским полнометражным цветным фильмом-сказкой. Основой для сценария, в работе над которым принял участие Владимир Швейцер, стало несравненное произведение Петра Ершова, сдобренное «гарниром» из нескольких русских народных сказок. Премьера фильма состоялась через месяц и десять дней после начала Великой Отечественной войны.

По сюжету старый злой царь Афрон желает жениться на красавице Заре-Зарянице, о которой мечтает крестьянский сын Иван. Дальше действие развивается по сказке Ершова, только перо жар-птицы Иван находит в гриве волшебной кобылицы. Ивану перепадают пара золотогривых коней и Конёк-Горбунок, ставший его другом и советчиком. Афрон покупает у Ивана коней, а его самого берёт к себе главным конюшим.

А дальше на экране появляются и лесные разбойники, и Чудо-юдо Рыба-кит, и Месяц, и морской царь. В итоге Иван доставляет Зарю-Заряницу во дворец к царю Афрону, однако красавица обещает выйти за него замуж, если он, искупавшись в кипящем молоке, обернётся юным красавцем. Царь прыгнул в котёл и сварился, придворные разбежались, а Иван женился на Заре-Зарянице. В картине снимались Пётр Алейников, Георгий Милляр, Михаил Трояновский, Александр Жуков, Николай Горлов и другие артисты.

Следующий фильм Александра Роу, «Кащей Бессмертный», снова был чёрно-белым, и это объяснимо, ведь картина снималась в 1944 году, а цветной вариант обошёлся бы бюджету значительно дороже. По счастью, к своему 70-летнему юбилею лента была отреставрирована и сделана цветной.

В 1941 году советские кинематографисты планировали начать съёмки эпического патриотического фильма «Илья Муромец», но из-за начала войны эту работу решили временно отложить и снимать сказку «Кащей Бессмертный». Сценарий фильма был закончен к 1943 году, но после его представления руководящим органам к сценаристу накопились неприятные вопросы. Коллизию попросили разрешить не кого-нибудь, а самого Алексея Толстого. Вот фрагмент его отзыва: «Считаю этот сценарий конъюнктурным, художественно лживым, не народным, патриотизм его поистине квасным и посему — негодным». Тем не менее после очередной проверки на самом верху сценарий был утверждён и фильм запущен в производство.

По сюжету богатырь Никита Кожемяка, возвратившись в родные места, видит, что от его деревни остались одни головешки. Тут ему на глаза попадается Старичок сам-с-перст-борода-семь-вёрст, который утверждает, что деревню спалили орды Кащея Бессмертного, которые заодно украли и невесту Никиты — Марью Моревну. Разумеется, Никита решает не только восстановить статус-кво, но и уничтожить Кащея несмотря на то, что тот Бессмертный. Напутствуя Никиту, Старичок-маломерка выдаёт ему горсть родной земли и очень полезную вещь — шапку-невидимку.

Попав в Кащеево царство, Никита спасает от казни Булата Балагура, обвинённого в краже ковра-самолета. Отважные друзья, пользуясь волшебно-техническими средствами, преодолевают невероятные трудности и настигают Кащея на краю света. Словом, для Никиты, Булата и Марьи всё оканчивается очень хорошо, а для Кащея — очень плохо. В широкий прокат фильм вышел 27 мая 1945 года. В картине сыграли Сергей Столяров, Александр Ширшов, Георгий Милляр, Иван Рыжов, Сергей Филиппов и другие актёры.

«Новые похождения Кота в сапогах» Первый послевоенный цветной полнометражный фильм-сказка производства Киностудии имени М. Горького и Ялтинской киностудии, поставленный Александром Роу после 13-летнего перерыва. Материалом для сценария послужила пьеса Сергея Михалкова «Смех и слёзы», основанная на сюжетах сказок Шарля Перро и Карло Гоцци «Кот в сапогах» и «Любовь к трём апельсинам».

«Новые похождения Кота в сапогах» — это сон школьницы Любы, которая вот-вот должна сыграть роль Принцессы в спектакле театра Дворца пионеров «Кот в сапогах», но простудилась и заболела. Сон переносит Любу в волшебную страну настольных игр, где соперничают ожившие шахматные фигуры и игральные карты. Главные злодеи — придворная трефовая дама Двуличе и министр «без портфеля», пиковый валет Кривелло — задумали коварный план по захвату трона. Они пытаются извести захворавшую Принцессу (она же Люба), заставляя её постоянно плакать, потому что «чем больше слёз — тем больше облегченья, в слезах и заключается леченье». Чтобы поток слёз не прерывался, придворный шут читает несчастной девочке «страшные рассказки», сочинённые Кривелло.

Первый министр «с портфелем» Патиссоне утверждает, что принцессе, чтобы выздороветь, достаточно лишь засмеяться. Безутешный шахматный король Унылио (он же — дедушка Любы) издаёт указ: тот, кто развеселит его дочь, получит полкоролевства. Тем временем сын мельника Ваня (он же — маркиз Карабас и одноклассник Любы) узнаёт про указ и при поддержке доставшегося по наследству умного говорящего Кота в заводных сапогах-скороходах начинает свою хитрую игру. В итоге юмор и смех, здоровое питание и физкультура побеждают недуг, злодеи повержены, а Люба, проснувшись, выздоравливает.

Премьера фильма состоялась 27 мая 1958 года. В съёмках приняли участие Мария Барабанова, Тамара Носова, Георгий Милляр, Лидия Вертинская, Владимир Володин и другие артисты. Впервые в картине Александра Роу появляется Анатолий Кубацкий — актёр, впоследствии снявшийся в нескольких работах режиссёра.

1959 год можно считать началом «золотого периода» в творчестве Александра Роу. Три роскошных фильма-сказки — «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал» и «Морозко» — заслуженно стали культовыми. В этих лентах сфокусировались все элементы, необходимые для достижения успеха у зрителя: прекрасная литературная основа с репликами, ставшими мемами, остроумные режиссёрские находки, великолепная операторская работа, роскошные декорации, изумительный реквизит и, бесспорно, талантливая актёрская игра.

«Марья-искусница» — полнометражный музыкальный цветной художественный фильм по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», снятый на киностудии имени Горького в 1959 году. Кстати, сценарий фильма написал сам автор пьесы. Пересказывать сюжет этой ленты, наверное, не имеет смысла. Дело в том, что в отличие от предыдущих работ Александра Роу эту картину, как и две следующие, регулярно (лучше бы почаще) показывают по телевизору.

Фильм «Марья-искусница» сразу после премьеры, которая состоялась 24 марта 1960 года, стал фантастически популярным. Почему? Ответ прост: эта семейная, даже камерная история была наполнена добротой и сочувствием, характерными для большинства произведений Евгения Шварца. Кроме того, сами персонажи, как положительные, так и отрицательные, были необыкновенно яркими и запоминающимися. И в этом конечно же заслуга не только режиссёра, но и актёров, которые максимально раскрылись на съёмочной площадке.

В главных ролях — мужественного, сердечного отставного русского солдата и отважного, самостоятельного мальчика Вани — снялись великолепный Михаил Кузнецов и сделавший первые шаги в кино Виктор Перевалов. Маму Вани, Марью-искусницу, похищенную коварным подводным царём Водокрутом XIII, сыграла Нинель Мышкова, одна из красивейших актрис советского экрана. Самого подводного владыку сыграл Анатолий Кубацкий, Тетушку-Непогодушку — неподражаемый мастер эпизода Вера Алтайская, а человекообразную лягушку-Квака — гений перевоплощения Георгий Милляр.

Разумеется, нынешний зритель может придраться к качеству комбинированных съёмок (не было тогда в арсенале кино современных цифровых технологий), но в остальном картина получилась просто выдающейся!

Полнометражный цветной художественный фильм по одноимённой повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» был поставлен на Киностудии имени Горького в 1963 году. По сути это была очень точная экранизация книги, что не удивительно, ведь соавтором сценария был сам Виталий Губарев.

Несмотря на то, что сказочно-фантастическая, а на самом деле — глубоко философская повесть «Королевство кривых зеркал» была написана более 70 лет назад, она актуальна и сегодня и, видимо, останется таковой надолго. Если абстрагироваться от сказочного антуража, и книга, и фильм посвящены проблеме объективной самооценки. Оказывается (и это абсолютно верно), чтобы правильно оценить собственные поступки, поведение, мысли и слова, недостаточно мнения окружающих. Мало ли что они о тебе думают и говорят: сколько людей, столько и мнений. Важно суметь посмотреть на себя со стороны, и обычного зеркала для этого мало.

Нужно умудриться попасть в фантастическое зазеркальное пространство, где слова пишутся и читаются задом наперёд, где в кривых зеркалах худые отражаются толстыми, уродины — красавицами, а старики — юношами, где ложь оборачивается правдой, а правда — ложью, где обитает твой двойник со всеми твоими недостатками — капризами, ленью и трусостью.

Александр Роу, отсмотрев многочисленных претендентов, на роли главной героини Оли и её отражения Яло отобрал чудесных московских двойняшек — девятилетних Олю и Таню Юкиных, которые блестяще справились со своей задачей.

Ключевые персонажи фильма: король Йагупоп (Попугай) LXXVII (в книге — Топсед VII) — Анатолий Кубацкий, наиглавнейший министр Абаж (Жаба) — Аркадий Цинман, главнейший министр Нушрок (Коршун) — Андрей Файт, его дочь, красавица Анидаг (Гадина) — Лидия Вертинская, её служанка Асырк (Крыса, в книге её нет) — Вера Алтайская, кухарка, добрая тётушка Аксал (Ласка) — Тамара Носова, юный зеркальщик Гурд (Друг) — Андрей Стапран. Роли наиглавнейшего церемониймейстера, вдовствующей королевы и первого возчика сыграл Георгий Милляр.

Через год Александр Роу подарил зрителям ещё один шедевр — цветной музыкальный фильм «Морозко», созданный на киностудии имени Горького по мотивам одноимённой русской народной сказки. Это, пожалуй, самая известная картина Роу, причём не только у нас, но и за рубежом. На Всесоюзном кинофестивале 1966 года лента получила Приз за лучший фильм по разделу детских фильмов, Консультативный совет по кинематографии США вручил картине награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра, а посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика за роль Марфуши.

Несомненно, каждый из нас не упустил возможности посмотреть этот фильм, поэтому пересказывать его сюжет («Золушка» в русском фольклоре) так же абсурдно, как описывать словами вкус стерляжьей ухи. Хочется только отметить, что артист Александр Хвыля после выхода картины в прокат стал главным Дедом Морозом СССР на Новогодних ёлках в Кремле, а для несравненной Инны Чуриковой роль Марфуши стала первой в её жизни большой ролью в кино.

Кроме этих артистов в картине снимались Наталья Седых, Эдуард Изотов, Павел Павленко, Вера Алтайская, Анатолий Кубацкий, Татьяна Пельтцер, Анастасия Зуева и конечно же Георгий Милляр, сыгравший роли Бабы-Яги и дьяка в шайке разбойников.

Александр Роу выпустил ещё три достойных фильма-сказки — «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и «Золотые рога». К сожалению, этим работам не удалось достичь популярности фильмов «золотого периода» начала 60-х годов. Ещё один запланированный фильм «Финист — Ясный Сокол» был снят режиссёром Геннадием Васильевым уже после смерти Александра Артуровича и посвящён его памяти.

текст:
Мария Голова
фото:
архивы пресс-служб