Слышу, вижу, говорю
РЕКЛАМА
школа кино

Слышу, вижу, говорю

С первых дней жизни родители беспокоятся о своих малышах и внимательно наблюдают за их первыми достижениями — когда ребёнок учится держать голову, фокусирует взгляд, реагирует на голос, произносит первые звуки. И конечно, они тревожно воспринимают любые отклонения от нормы, о которых знают из книг или от других, уже опытных родителей.

Знание основных этапов развития речи помогает вовремя выявить речевые проблемы ребёнка. Несмотря на то что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для их своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушений. В данной статье мы коротко рассмотрим основные этапы развития речи ребёнка.

Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как именно в этот период идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год — это такой доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: с рождения до трёх месяцев — развитие эмоционально-выразительных реакций; три — шесть месяцев — время появления голосовых реакций (гуление, лепет); шесть — десять месяцев — начало развития и понимания речи, активного лепета; один год — время появления первых слов. С самого рождения до трёх месяцев проявляется первая голосовая реакция — крик. Крик здорового ребёнка — звонкий и продолжительный. К двум-трём месяцам жизни интонации при крике становятся более разнообразными. Так, например, крик голодного малыша — пронзительный и настойчивый, а при дискомфорте он вялый и невыразительный. Также появляется «комплекс оживления» — простая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. Уже в этом возрасте можно активизировать развитие ребёнка. Нужно предлагать ребёнку игрушки, различные по форме, размеру, цвету и громко звучащие.

В процессе игры, передвигая игрушки, ребёнок воспитывает зрительное сосредоточение и двигательные хватательные рефлексы. Имейте в виду — когда ребёнок сосёт соску, он полностью отвлечён от окружающего мира. На втором этапе развития появляется гуление. Ребёнок начинает активно издавать различные звуки: «а», «гу», «бу» и т.д. Со временем гуление ребёнка становится более интонационно окрашенным, и к четырём месяцам у него проявляются уже более сложные звуковые сочетания. Гуление есть у всех детей, и делают это они одинаково. Любопытно, что в их гулении можно услышать звуки всех языков. Позже малыш обретёт те звуки, которые свойственны его родному языку. При нормальном развитии к пяти месяцам гуление плавно переходит в лепет. Лепет является воспроизведением слоговых сочетаний, подражанием речи окружающих.

У глухих и слабослышащих детей гуление затухает. При тяжёлых речевых нарушениях у ребёнка этот этап может быть обнаружен много позже. В этот период родителям следует многократно повторять за ребёнком отдельные слоги и слова, правильно озвучивая их, помогая находить ему соответствующие этим словам предметы. Важно! Если ребёнок до шести месяцев не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего, у него отсутствует интонационная выразительность, нет кряхтения перед криком, его гуление монотонное или у него наблюдается отсутствие смеха, значит, ему необходима консультация специалиста!

От семи месяцев до одного года новых звуков у ребёнка появляется мало, зато появляются лепетные слова, которые он соотносит с определёнными лицами, предметами и действиями. Также формируется понимание окружающей речи. Малыши в процессе общения со взрослыми пытаются всё время подражать им в интонации, ритме звучащей речи и сохранять контур слова. Ребёнок реагирует на своё имя, поворачивает голову на вопросы: «Где мама?», «Где папа?» Если ребёнок к этому возрасту не реагирует на своё имя и у него отсутствуют лепетные слова («би-би», «ав-ав» и т.д.), родителям следует обратиться к логопеду. К одному году здоровый ребёнок должен владеть восемью — десятью простыми словами типа «кис-кис», «ням-ням» и т.д.

В период от одного года до трёх лет у малышей возникает потребность в большем речевом общении, появляется желание узнать предмет, что с ним делать, для чего он необходим. С появлением способности быстро передвигаться расширяются и представления об окружающем мире. Ребёнку хочется всё попробовать и всё узнать. В речи встречаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. Далее появляется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш обычно объединяет два-три слова, например «дай пи» — «дай пить». У него постепенно формируются грамматические категории, такие как число, род и падеж. К трём годам ребёнок в состоянии употреблять самостоятельно наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми и сверстниками, детишки начинают использовать простые предложения, так как уже сформирована простая фразовая речь. Но если ребёнок использует лишь часть слова вместо целого либо искажает его, если малыш не строит из слов предложений, не использует глаголы и местоимение «я» или у него наблюдается наличие постоянного носового оттенка, то это также повод обратиться к специалисту.

К пяти годам у ребёнка должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, фонематическое восприятие. Словарный запас у детей уже достаточно богат, чтобы пересказать сказку или рассказать свою историю. «Мне подарили кролика, потому что я очень хотела домашнего питомца. Он сам прокормиться не сможет, поэтому за ним надо ухаживать». В пять-шесть лет у ребёнка не только должна быть поставлена разговорная речь, но и должна появиться тяга к письменной речи и чтению. Родители вносят очень большой вклад в развитие речи у детей от трёх до пяти лет и их коммуникативных навыков, если они грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребёнком, комментируют и чётко проговаривают свои действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют ситуации и явления. К сожалению, сейчас многие родители — не только из-за нехватки времени, а просто из-за лени и недостаточной грамотности в развитии детей — прибегают к помощи гаджетов. Ведь куда проще включить ребёнку мультик на планшете, а ещё хуже — на телефоне, лишь бы он не отвлекал, чем уделить ребёнку пять — десять минут, увлечь его игрушкой или что-то ему рассказать.

Что касается обследования детей в детских садах и взаимодействия их с поликлиниками, то там ситуация складывается печально, потому что есть определённые возрастные критерии набора детей в логопедические группы. Порой родители сталкиваются с тем, что они сами понимают, что с их ребёнком что-то не то, приходят к логопеду в поликлинику, а он отвечает: «Вам ещё рано, как достигнете трёх с половиной лет, приходите, а сейчас не о чем волноваться». В таком случае родителям надо идти к стороннему платному специалисту, потому что три с половиной года — это уже поздно! Практика показывает, что, к сожалению, в настоящее время детей, у которых наблюдаются речевые нарушения, куда больше, чем те же пять лет назад. Если раньше чаще встречались дети преимущественно с нарушением звукопроизношения, то сейчас к нарушению звукопроизношения присоединяются и задержка психического развития, аутизм, задержка речевого развития и многое-многое другое. С такими детьми становится сложнее работать, и родителям не стоит ждать быстрых результатов. Ведь тут круг работы расширяется. Хорошими помощниками в этих случаях являются такие инструменты, как логопедический массаж зондами, лого-фасциальный массаж.

Лого-фасциальный массаж проводится в пятиэтапной системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечно-фасциальных нарушений у лиц с речевой патологией. Лого-фасциальный массаж, или миофасциальный логомассаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа), прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС. Методика запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) как способ коррекции речевых нарушений Ольги Павловны Сахаровской. Это уникальное изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для немедикаментозного лечения и коррекции речевых нарушений. Техническим результатом использования заявляемого изобретения будет ускорение положительной динамики и повышение стабильности результата, уменьшение сроков нормализации состояния пациента, охват большего спектра речевых нарушений, для которых способ коррекции даёт положительные результаты, и достижение комплексного улучшения общего состояния пациента. Коррекция речевых нарушений проходит, как я уже сказала, в пять этапов: массаж грудного региона, шейного и лицевого региона; внешний и интраоральный массаж артикуляционного аппарата; массаж артикуляционного аппарата с постановкой звуков; дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастика с массажем и автоматизацией проговаривания звуков; автоматизация звуков в слогах, словах и фразах (структура занятий по автоматизации звуков, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами). Также элементы этого массажа часто используют и мамочки. Они отмечают приятный результат миофасциального массажа: устранение морщин, молодость кожи, хороший лимфодренаж, устранение отёков и синяков под глазами, избавление от болей и прекращение головокружений. Такой массаж способствует усилению активации кровообращения, снятию напряжения в мышцах, здоровому и сияющему виду лица, подтянутости и эластичности кожи.

Практика логопедии обширна и разнообразна, но она всегда показывает, что если вы занимаетесь со своими детьми с самого рождения, окружаете их любовью и достаточным вниманием, читаете им вслух книги, даже если вам кажется, что они вас не слушают, — это признак здорового и гармоничного всестороннего развития ваших малышей. Но если вы заметили что-то необычное в развитии вашего малыша, обратитесь к специалисту, чтобы избежать серьёзных последствий и вовремя решить проблему.

текст:
Мария Терехова
фото:
Марина Благодатская
@blagodatskaya_mua