СВЕТЛАНА МИМИДЛАЕВА: Дом, где живёт любовь

СВЕТЛАНА МИМИДЛАЕВА
РЕКЛАМА
avanti

Вопреки новым веяниям и музыкальным трендам, врывающимся к нам с Запада, сегодня мы как никогда чтим наши сложившиеся за десятилетия национальные традиции, духовные ценности и большую культурную историю, понимая её важность и влияние на воспитание и развитие наших детей. Легендарный Ансамбль песни и танца имени Семёна Дунаевского, воспитавший за свою историю не одно поколение талантливых профессиональных артистов и музыкантов, ставших гордостью нашей страны, на протяжении своего почти векового существования бережно хранит память о них и в атмосфере любви и безграничного творчества продолжает растить новые таланты и открывать миру новые имена. О том, как сохраняется и развивается большое культурное наследие знаменитых братьев Дунаевских, что нового происходит сегодня в Центральном доме детей железнодорожников, рассказывает его директор, заслуженный артист, почетный железнодорожник Светлана Мимидлаева.

Светлана, расскажите о том уникальном доме, которым вы руководите. С чего началась история ансамбля и в чём его уникальность?

Началось всё очень давно, в 1935 году, когда тремя братьями Дунаевскими — Семёном, Исааком и Борисом — был основан ансамбль. Исаак Дунаевский был композитором, Семён — дирижёром, а Борис — директором ансамбля, который в то ­время назывался Ансамбль пионеров-железнодорожников, где занимались дети железнодорожников. ­Изначально ансамбль располагался в Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ), в доме у трёх вокзалов. Позднее, в 1940 году, Каганович подписал приказ, в котором передал детям особняк Стахеева, в котором мы находимся до сих пор.

То есть идея создания ансамбля принадлежит самим знаменитым братьям Дунаевским?

Идея об организации коллектива пришла Семёну Дунаевскому, который по образованию был дирижёром. Он и собирал первую группу музыкантов, которые играли на ложках, тарелках, — такой своего рода шумовой оркестр. Это было первое детское объединение, которое было в то время. Сначала всё происходило в квартире у Семёна, а позже уже Исаак начал писать музыку для этого шумового оркестра, появился хор и через время — хореография. Первое выступление ансамбля состоялось в 1935 году на сцене Малого театра, и посвящено оно было открытию первой линии Московского метрополитена.

Изначально ансамбль создавался только для детей железнодорожников?

Да. В Басманном районе и во всём квартале до трёх вокзалов жили в ­основном железнодорожники. Поэтому ­такое объединение открыли для детей железнодорожников.

Как выглядел дом ансамбля при его основателях?

Здесь были игровые комнаты, совершенно восхитительная библиотека, которая, кстати, сохранилась до сих пор. Дети приходили в ансамбль после школы, здесь же обедали. Интересно, что обеды готовили на электрической плитке, которая находилась там, где сейчас у нас располагается буфет. И даже в самые голодные предвоенные годы здесь варили суп, картошку, макароны и кормили детей.

Чем занимались тогда дети? Что исполняли?

Дети играли на инструментах, пели и танцевали. Принимали в ансамбль детей от семи до 18 лет. Главный репертуар был, разумеется, пионерский. У нас сегодня есть ноты в рукописном виде таких произведений, как «Вместе весело шагать», «До чего же хорошо кругом», «Эх, хорошо в стране советской жить» и другие. Это своего рода живые автографы ­Исаака, и мы храним их как реликвию ансамбля. А символом того времени стали ­песни Семёна Дунаевского «Детская железнодорожная» и Исаака Дунаевского «Дорожная». Эти две песни мы сохранили по сей день. Когда появилась хореография, то первой программой, которая была представлена в Кремле в 60-е годы и позже в Концертном зале П.И. Чайковского, была программа «Народные танцы». Это танцы народов всего мира. Здесь были и испанские, и китайские танцы, и грузинский, и украинский гопак, и русский народный. Мы сейчас пытаемся возобновить эту программу, которую хотим назвать «Танцы всего мира».

Среди выпускников ансамбля разных лет есть много выдающихся людей.

Конечно. Уже трудно посчитать поколения. Выпускников более 100 тыс. Они украшают разные ансамбли сегодня. Например, художественный ­руководитель ансамбля «Берёзка» Мира Михайловна Кольцова — выпускница нашего ансамбля. Валентина Толкунова, Майя Кристалинская начинали свой творческий путь в этом ансамбле. Позже было очень много ребят-выпускников — и мальчиков, и девочек, — которые оканчивали хореографические училища при ансамбле Моисеева. Многие из наших детей танцуют там сегодня, кто-то уже стал там педагогом.

В чём же всё-таки уникальность ансамбля?

Прежде всего его уникальность в том, что это первый в России детский коллектив, в котором в ансамблевое творчество соединены оркестр, живой хор и хореография. Это уникальность Семёна, который впервые попробовал синтезировать эти направления именно в исполнении детей, и мы пытаемся сохранить это уже долгие годы.

Сколько уже времени у руля коллектива, дома и ансамбля стоите лично вы?

На посту директора Центрального дома детей железнодорожников (ЦДДЖ) я нахожусь уже 11 лет. К сожалению, когда я пришла сюда, то застала этот ансамбль не в лучшем его виде. С уходом из жизни Семёна Дунаевского в доме пропал интерес к самодеятельному творчеству, и тогда здесь воцарилась очень грустная обстановка: пришли новые педагоги, которые были довольно равнодушны и не очень заинтересованы в сохранении традиций ансамбля. Я застала время, когда детишек здесь было всего 100 человек вместо положенных 850, которым и отдали этот особняк. Вместо 50 педагогов было восемь-десять. Была такая грустная эмоциональная атмосфера какого-то увядания — ни творчества, ни детского смеха, ни новых номеров, ни репертуара. Костюмерная располагалась в учительской, площадь которой была метров 12, тогда как сейчас она занимает у нас помещение 80 м, и нам этого не хватает. Я считаю очень символичным, что Каганович подписал приказ о передаче дома 1 ноября 1940 года, а 1 ноября 2010 года меня ввели в этот дом как директора.

Помимо эмоциональной обстановки с какими трудностями вам ещё пришлось столкнуться?

Мне трудно было сразу найти общий язык с педагогами, которые привыкли ничего не делать, относиться к своей работе без интереса. Пришлось очень резко принимать меры. Конечно, в коллективе были недовольные, с кем-то нам пришлось попрощаться, но те педагоги, которые меня услышали и захотели возобновить замечательное детское творчество, откликнулись и остались. У педагогов были очень маленькие зарплаты. Состояние дома тоже оставляло желать лучшего: в залах текла крыша, было очень холодно, была потеря декоративных элементов, от фасада дома отваливались кирпичи.

У вас не было тогда ощущения, что вы не справитесь со всем этим?

Конечно, было, но я понимала, что надо двигаться вперёд. У меня была установка сохранить этот памятник архитектуры вместе с ансамблем, возродить его и двигаться с ним дальше. Это было очень тяжело, но мы с детками, которые остались в этом доме, стали готовить программу, и я увидела, как у них загорелись глаза, в них появился интерес к тому творчеству, которым они занимались. И уже 17 декабря мы показали наш первый концерт. Я придумала такой формат программы, в котором удалось совместить наши номера с уникальной чёрно-белой хроникой прошлых лет, которую нам удалось найти. В 50–60-е годы в новостях всегда показывали ансамбль Дунаевского. Либо говорили о премьерах, либо показывали выступления из отчётных концертов в зале Чайковского. Мы всё нашли и сделали из этого материала очень красивый и интересный клип. Таким образом показали и историю ансамбля, и наше современное искусство, которое мы успели восстановить. Всё сложилось и имело успех. Большую помощь и поддержку ЦДДЖ долгие годы оказывал Геннадий Матвеевич Фадеев, за что мы ему очень благодарны.

Руководить таким старейшим музыкальным коллективом с именем не только большая работа, но и, наверное, большая ответственность?

Конечно, это огромная ответственность. Особенно это чувствовалось, когда я только пришла в наш дом. Передо мной ведь стояла задача войти в разруху и попробовать в ней что-то изменить. Я заходила в кабинеты наших чиновников, рассказывала о состоянии дел в нашем доме. Все они удивлялись, потому что 40 лет у них никто ничего не просил и вдруг появилась я, которая просила денег на балалайки, на костюмы, на крышу и т. д. Чтобы мы получили бюджетное финансирование, нужно было проделать очень большую, долгую и серьёзную работу. Но благодаря Игорю Евгеньевичу Левитину и нашей работе на нас обратили внимание.

Повлияли ли как-то ваши детские увлечения и склад характера на выбор профессии?

В детстве я занималась в театральном кружке в школе. Моя старшая сестра занималась хореографией. Я очень любила все театрализованные представления, любила играть принцесс, ­животных, героев мультфильмов. Помню, что мы с сестрой организовывали какие-то представления для соседских детей и я была организатором. Потом я поступила в ГИТИС. Окончила его — мастерскую Быстрицкой и Бурдонского. Это высокообразованные и очень профессиональные люди, у которых мне удалось перенять неформальное ­отношение к делу, удалось научиться творческому поиску новых направлений и новых идей, созданию новых интересных номеров. Несмотря на то, что я окончила актёрский факультет, я 17 лет отработала в Театре юного зрителя в ­Киеве. ­Поэтому у меня есть чувство детской аудитории. Богатый опыт хорошего образования в ГИТИСе у наших легендарных мастеров и опыт работы с детской аудиторией, когда ты понимаешь, что не можешь лгать, дали мне возможность ­реализовать себя на том месте, где я сейчас нахожусь, и легко влиться в историю своего директорства ЦДДЖ.

Что для вас сейчас ваша работа, ваш дом?

Я не называю наш дом своей работой. И всем, кого я к нам приглашаю, я говорю: «Приходите в наш дом!» Я действительно с ним сроднилась, потому что самое тяжёлое время, первые несколько лет, я приходила сюда в девять утра и уходила в десять вечера. Мне говорили: «Зачем тебе уже уходить? Давай мы поставим тебе здесь кровать, и ты будешь оставаться здесь». Я ­всегда мчусь сюда и стараюсь всё проконтролировать. Конечно, это тоже неправильно, потому что рядом со мной замечательные люди, которым я доверяю, но всё-таки я стараюсь взвалить на себя всё для того, чтобы здесь ничего плохого не произошло.

Светлана, скажите несколько слов о своём трудовом коллективе. Как вы выбираете наставников для детей и людей, кто вместе с вами строит такой сложный и нужный детский мир?

Все педагоги у нас очень профессиональные люди, только с высшим образованием. И я никого не беру на работу сразу. Я даю им три месяца для того, чтобы при смотреться к ним и понять, почувствует ли этот педагог необходимость сохранения нашего легендарного репертуара, потому что это очень важно. Смотрю — понимают ли эти люди, как нужно работать с детьми, могут ли они заинтересовать ребёнка и мотивировать его, найти общий язык с родителями, что тоже очень важно. Родители сегодня хотят получить быстрый результат. А например, балалайка — это очень серьёзный инструмент. В Москве научить ребёнка играть на балалайке непросто, потому что он не всегда понимает перспективы в силу своего юного возраста. У нас жёсткое расписание и серьёзные программы. Есть и индивидуальные занятия для ребят. Кроме того, ребята, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, объединены в оркестр народных инструментов. Что касается хореографии, то на занятия мы берём детей с четырёх лет, но только на внебюджет. За бюджетные деньги мы можем обучать 350 детей, и в это число должны войти только самые талантливые, подвижные, понимающие, куда и зачем они идут, дети. Я занимаюсь тем, чтобы в ансамбле и в ЦДДЖ преподавали профессионалы своего дела.

Что прежде всего ваши педагоги вкладывают и хотят вложить в своих учеников?

Наши педагоги стремятся привить детям любовь к музыке, к творчеству, к труду, стремятся мотивировать их на собственные успехи и достижения. Я стараюсь делать так, чтобы все педагоги приходили к нам с открытой душой и могли вложить в наших детей только лучшее, что они могут им передать.

А секреты воспитания настоящих звёзд у вас есть?

Ни Семён Дунаевский тогда, ни мы сегодня не ставим такой задачи — воспитать звёзд. Они сами рождаются в нашем коллективе. Как Семён мог воспитать Валентину Толкунову, которая пела в хоре? Из неё никто не пытался сделать звезду. Или как можно было сделать звезду из Олега Даля, который также занимался в хоре? Эти люди — звёзды, которые вышли из нашего ансамбля и потом нашли свой путь на эстраде или в театральном искусстве. Поэтому задачи воспитания звёзд у нас нет. Мы не фальшивим, мы не обманываем детей. Мы стараемся быть с ними максимально открытыми, нести им добро и любовь, а любим мы каждого ребёнка без исключения! Мы находим индивидуальный подход к ­каждому из наших детей несмотря на то, что занятия у нас групповые. Мне кажется, это самые главные секреты.

Дети нового поколения совсем другие. Как вам удаётся находить общий язык с ними?

Дети — они очень восприимчивые. Мы находим с ними общий язык, потому что мы с ними открыты и честны. Мне кажется, что это заслуга нашего педагогического коллектива. Понимание достигается через творчество, когда есть необходимость и возможность заинтересовать детей, смотивировать их. Они ведь с удовольствием всё делают. Для детей это их новая жизнь. Они же в каж-дом номере получают какой-то новый заряд, новые ощущения и эмоции. Помимо того, что это эмоциональное искусство, они начинают понимать язык пластики, развивают координацию, начинают чувствовать музыку. Если ты делаешь свою работу с любовью, дети с удовольствием на всё это отзываются.

Сегодня в мире искусства существует масса шаблонов, компьютерных программ, по которым могут развиваться дети. Это помогает или, наоборот, мешает, на ваш взгляд?

Для нас это дикость. Мы никак с этим не связаны, потому что мы готовим «штучный товар». Сегодня существует много коллективов, в которых всё несерьёзно, поверхностно, как бы понарошку. И да, наверное, шаблонно и приблизительно. Но у нас в коллективе этого нет и быть не может, потому что есть традиции, заложенные людьми, которые бесконечно любили ту работу, которой занимались, и любили это творчество. Эта уникальность досталась нам по наследству, я это прочувствовала на себе, когда зашла в этот дом и просмотрела много материала. У нас нет случайных поверхностных работ, которые были бы неинтересны нам или нашим детям.

Человек искусства должен быть высокоинтеллектуальным и духовно образованным человеком. Помимо занятий музыкой, какие дисциплины вы считаете формирующими личность ­человека, деятеля культуры, музыканта? Дайте пару советов.

Конечно, самое главное — досконально знать историю своей страны и классическую литературу, великих русских классиков. Это даёт возможность правильно понимать жизнь и двигаться в правильном направлении. Наши классики нам давно уже всё рассказали и посоветовали.

Светлана, как вы думаете, что нужно, чтобы воспитать новое поколение России? И каким оно, на ваш взгляд, должно быть?

Нужны лидеры, нужны герои — люди, неравнодушные в своих поступках. Детям нужны живые примеры. Этими примерами служат поступки человека, который на глазах у ребёнка кому-то помог, сделал что-то хорошее, большое, светлое, доброе. Мы становимся немного равнодушным обществом, а это недопустимо. Дети очень остро реагируют на всё, потому что они незащищённые. И им нужны лидеры и достойные примеры героев и их героических поступков.

В связи со сложившейся сегодня в мире ситуацией, когда всех наших ребят вытесняют с мировых олимпов, когда многие уже сейчас считают, что лучше развиваться и выступать за честь других стран, лучшие наши умы уезжают за рубеж, наверное, особенно важно поддерживать в детях патриотизм и уважение к культуре нашей страны и её истории. Как вы работаете в этом направлении?

Опять же, это примеры. В нашем учреждении мы проводим различные праздники для того, чтобы детки понимали, что 23 Февраля нужно поздравить папу, а 8 Марта — маму. Мы объясняем, что это за праздники, откуда они пришли к нам и почему они важны для нас. Объясняем это настолько, насколько возможно, чтобы ребёнок правильно это понял и прочувствовал. День защиты детей, День мамы и многие другие праздники новой России, которые довольно симпатичны. Когда мы готовим наши программы, то даём детям стихи, которые они учат и рассказывают. И это не просто поздравление мамы, это хорошая и глубокая традиция, которая поддерживает патриотизм и чувство, когда дети ощущают себя нужными в этом обществе, когда маленький ребёнок понимает, что он что-то сделал собственными руками для своих близких и это дорого для них. Он тогда уже ощущает себя значимым. Это важная для детей история.

Кто отвечает в вашем доме за репертуар? Как он подбирается? Каким требованиям должны отвечать произведения, чтобы ансамбль его исполнил? И адаптируетесь ли вы как-то к новым реалиям нового мира? Позволяете ли ансамблю какие-то творческие эксперименты?

Весь наш репертуар всегда обсуждается с педагогами, включая художественного руководителя. Подбор репертуара зависит от подготовки детей. Мы смотрим, как они растут, развиваются, что им удаётся лучше, и тогда принимаем решение, какой репертуар у нас будет. У нас есть очень много замечательных новых номеров, таких как вальс «Метель»; вокальный номер, совмещённый с хореографией, «Ввысь за мечтой»; номер «Мультяшный балаган», в котором участвуют все — маленькие детки, средние, взрослые, хор, хореография, оркестр, солисты. Это такое большое произведение, которым мы очень ­гордимся, потому что оно необыкновенное по восприятию у зрителя. Замечательный номер «Калинка», поставленный хореографом Нинэль Потаниной в лучших традициях русского народного танца. Творческие эксперименты, конечно, приветствуются. У нас есть замечательный педагог Игорь Захаров, который недавно абсолютно неожиданно с ребятами из ­Театра мюзикла на Басманной решил создать очень интересный номер, в котором прекрасно сочетаются чечётка и живой оркестр. И таких необычных номеров у нас несколько. Например, в классический вариант песни «Дорожная» Исаака Дунаевского мы тоже привнесли чечётку, и номер зазвучал абсолютно по-новому. В номере «Карнавал» Игорь Викторович придумал ­специальные ­деревянные приспособления на костюмы для деток, которые, исполняя песню, танцуют и барабанными палочками воспроизводят ритмический рисунок. Это на самом деле удивительный номер. Он сейчас в работе, ещё не готов, это эксперимент, но я думаю, что он ­удастся, как и многие другие наши номера, и мы его обязательно покажем нашим гостям.

Есть ли у ансамбля какое-то произведение, которое является его визитной карточкой?

Безусловно, это песни Семёна Дунаевского «Детская железнодорожная» и Исаака Дунаевского «Дорожная», песня «Летите, голуби» — все эти песни дети исполняют с удовольствием. Не могу сказать, что это визитная карточка ансамбля, но нетрудно посчитать, что этим номерам уже почти 87 лет, и они до сих пор ­исполняются. Мы также сделали такое транспортное попурри на музыку Исаака Дунаевского. И конечно же, у нас есть совершенно замечательные современные номера, такие как «Праздничная плясовая», «Кадриль», «Девичий перепляс» и другие.

Расскажите о ребятах ансамбля. Кто они? Насколько вообще сегодня у вас большой коллектив, какого возраста ребята?

Мы берём детей от четырёх до 18 лет. От четырёх до шести лет — это подготовительная внебюджетная ­программа. ­Всего у нас сейчас занимается около 650 детей. В ансамбле в репертуарной группе — 220, а 350 — это те, кого мы можем развивать и воспитывать за бюджетные деньги, кто может творчески расти в нашем коллективе. Это наша основная группа. Среди выпускников есть много талантливых ребят — Родион Елисеев, Виктория Кубикина, Маша Шмаленюк, Полина Степанова. Эти ребята пришли к нам в четыре-пять лет и выросли в нашем ансамбле. Чтобы их не потерять, я открыла новый специальный проект под названием «Открытая площадка», в рамках которого все наши выпускники последних лет могут принимать участие в наших концертах, поскольку они хорошо знают наш репертуар — как традиционный легендарный, так и современный. Поэтому в наших концертах всегда много выпускников, уже ­наших современников, которые участвуют в них вместе с нашими совсем юными воспитанниками.

На каких сценах в основном выступают ваши ребята? Участвуют ли они в конкурсах, фестивалях? Может быть, они даже уже покорили сцены других стран?

В прошедшие два непростых года пандемии наши дети всё-таки принимали участие в различных конкурсах и фестивалях и получили десять дипломов Гран-при и 83 диплома лауреата I степени. До пандемии наши ребята активно участвовали и в международных конкурсах. В Берлине они взяли Гран-при и получили приглашение на участие в фестивалях Италии и Испании, но по понятным причинам эти фестивали не состоялись. В Санкт-­Петербурге на Христианском фестивале мы заняли первое место, поразив питерскую публику тем, что привезли практически весь ансамбль — оркестр, хор, хореографию. В Крыму также до пандемии мы проводили свой фестиваль под названием «Пусть всегда будет солнце». Название было взято не случайно, потому что когда-то самый первый фестиваль в «Артеке» проходил именно под таким названием. Это был замечательный по своему формату фестиваль, в котором творчеством мы объединяли всю Россию. ­Традиционным уже стал Московский открытый детский и юношеский конкурс художественного слова памяти Олега Даля «Я — артист!», председателем жюри которого является народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Людмила ­Алексеевна Чурсина — большой друг ансамбля и дома. На конкурс уже пять лет приезжают ­талантливые российские ребята. К сожалению, в нашем доме у нас нет отдельного концертного помещения со сценой и зрительным залом, где мы могли бы проводить свои мероприятия, но у нас есть огромная Римская белая зала, ­которая превращается в небольшой зрительный зал, когда мы проводим наши внутренние концерты. Основными нашими площадками были и остаются ЦДКЖ, Дворец культуры РУТ (МИИТ), где мы проводим отчётные концерты. Ну и, конечно, мы принимаем участие в различных больших концертах на сценах Кремлёвского дворца, Колонного зала Дома союзов, Зала церковных соборов храма Христа Спасителя, Дома музыки, Московской филармонии и других. И всегда с нами на всех площадках наш большой друг Лариса Борисовна Дунаевская, вдова Семёна Дунаевского. Она постоянно приходит на все наши концерты и радуется вместе с нами успехам наших ребят.

А есть ли в коллективе уже настоящие звёзды?

Самая большая, самая главная и самая яркая звезда — это наш ансамбль в целом. Конечно, среди ребят есть яркие личности, но было бы неправильно назвать кого-то конкретно, чтобы не обидеть весь коллектив. Наша основная задача — сохранение традиций ансамбля как единого целого коллективного творчества в детской ансамблевой культуре.

Наверное, при поступлении в ансамбль ребята проходят очень строгий отбор? Откройте секрет — что нужно, чтобы войти в ваш дом, и что нужно, чтобы в нём «остаться жить»?

Да, детки проходят очень строгий отбор педагогами. Понятно, что многие хотят петь и танцевать, но бывает так, что у кого-то просто нет для этого данных — отсутствует слух или девочки не совсем балетного телосложения. Мы можем брать таких детей и заниматься с ними, но привлекать их мы можем только к каким-то совсем простым номерам. Мы приветствуем всех деток, ­которые понимают, что такое искусство ансамбля, хотим, чтобы им стала понятна творческая позиция ­нашего ­ансамбля, чтобы они смогли прочувствовать коллектив. Все наши ребята понимают, что наше творчество — коллективное, что без кого-то одного ­нельзя! Бывают случаи, когда родители пугают ребёнка и говорят: если ты не сделаешь математику, то не пойдёшь танцевать или не будешь участвовать в концерте. Нам нравится такой подход к работе и такое отношение к нашему дому, это дисциплинирует. Все наши ребята понимают, что надо душой и сердцем отдаваться делу, которому ты начинаешь служить с детства.

Многие ли дети из тех, кто приходит в ансамбль, выбирают своё хобби делом жизни и профессией? Развивают свои навыки и в будущем находят себя в своём детском увлечении?

По-разному случается. Кто-то, конечно, поступает в Академию музыки имени Гнесиных, музыкальный колледж или Институт музыки имени Шнитке, но бывают и другие истории. Например, лет пять назад у нас в коллективе была маленькая девочка, худенькая, очаровательная девчушка, балеринка. Когда на одном из наших концертов я спросила её, кем она хочет быть, она ответила: портнихой. Все очень удивились, как и удивились, когда одну из наших выпускниц хореографического класса Полину Шувалову приглашали танцевать к себе ведущие коллективы страны — Ансамбль Игоря Моисеева и ансамбль «Берёзка», но она решила стать инженером-экологом и поступила в один из ведущих вузов Москвы и России на специальность «техносферная безопасность». На самом деле за такой выбор никто из нас отвечать не может. Это выбор самих детей, который они делают самостоятельно. Но меня очень радует, что, когда дети у нас занимаются, они по-настоящему увлечены, и я уверена, что, когда они станут биологами или портными, будут так же трепетно и ответственно относиться к ­своей профессии, поскольку у них есть закалка нашим коллективом и чувство серьёзного отношения к своему делу.

Насколько важно сейчас при поступлении в профилирующие вузы иметь аттестат музыкальной школы? Какие дипломы вы выдаёте? Я знаю, что система поступления в вузы претерпела значительные изменения и сегодня кроме дипломов ещё и личные портфолио играют большую роль при поступлении.

У нас действительно программы ЦДДЖ составлены таким образом, что во многих творческих объединениях — вокальных, хореографических, инструментальных — дети обучаются по пять лет. После прохождения их в полном ­объёме мы выдаём свидетельство об обучении по дополнительным образовательным программам в ЦДДЖ. Ежегодно у нас проходят выпускные вечера с большими концертами, где мы вручаем наши свидетельства. Это всегда проходит торжественно, на высокопрофессиональном уровне. Все наши обучающиеся участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. Их родители и мы очень трепетно храним все дипломы и награды. И сегодня это действительно имеет огромное значение при поступлении в высшие учебные заведения. Потом свои увлечения эти дети могут развивать в студенческой жизни, также участвуя в подобных конкурсах, только уже на взрослом уровне.

Светлана, вы с такой любовью и ­трепетом говорите о детях ЦДДЖ, у вас получается как-то разделять для себя эти важнейшие составляющие: дом-семья, дом-работа? Уверена, что дом-работа занимает большую часть вашей жизни. Не мешает ли это вашим семейным отношениям?

По своему характеру я очень подвижный человек, не могу замыкаться на чём-то одном. Творчество присутствует в моей жизни повсюду. Мой муж — эстрадный артист, и в принципе у нас с ним увлечения одинаковые. У нас очень много друзей-артистов, и мы часто с мужем ходим в театры и кино на премьеры. Кроме того, у меня осталось много друзей-однокурсников из ­ГИТИСа, с которыми мы часто встречаемся. У нас всегда есть возможность прийти друг к другу в гости, и у меня нет ощущения, что я только на работе.

Расскажите о своих детях. Сколько им лет, чем они занимаются, имеют ли отношение к музыке и как относятся к вашей работе?

У нас только один сын, он уже довольно взрослый, и у него богатая история его становления как личности. Когда он учился в школе, он пел в хоре, занимался в музыкальной школе по ­классу фортепиано, в подростковом возрасте участвовал в труппе Александра Фёдорова Московского театра юного актёра в спектаклях, пробовал себя как артист. Позже у него появилось увлечение писать и исполнять рэп на школьных концертах. У него это очень хорошо получалось, и для меня было очень неожиданно, когда он прекратил это ­творчество, потому что стихи были замечательные. Потом он пробовал себя в роли диджея, и это тоже был очень интересный опыт, потому что именно тогда он заработал свои первые деньги. Благодаря занятиям музыкой, в детстве он рано стал ответственным, и именно эти занятия не позволили ему попасть в дурные компании или увлечься какими-то сомнительными интересами. Он окончил Финансовую академию и сейчас работает продюсером в кино и на ТВ.

История ансамбля, которым вы руководите, очень давняя и богатая. Как вы видите дальнейшее развитие старейшего детского коллектива?

На мой взгляд, самое главное — это сохранить коллектив, сохранить традиции, заложенные его основателями ­Семёном и Исааком Дунаевскими, сохранить исторические номера в нашем репертуаре. Мы понимаем, что это самое главное, потому что без этих ключевых традиционных позиций ансамбль может рано или поздно что-то потерять. Но мы также понимаем и другое, что сегодня современное развитие нашего ансамбля должно соответствовать требованиям времени — это и поиск нового репертуара, и различные эксперименты. Главное, чтобы современным детям было понятно и интересно. Поэтому мы находимся в постоянном поиске и движении. Приходите к нам и сами всё увидите! Вместе мы покорим новые вершины!

Светлана, не могу не спросить о планах ансамбля на весну. Какие выступления ансамбля планируются, планируются ли какие-то отчетные концерты в конце учебного года?

После пандемии наш ансамбль опять успешно выступает на площадках столицы, в Кремле. В феврале ансамбль участвовал в праздничном концерте, посвященном 100-летию авиации. Наши ­планы направлены на развитие детских способностей, раскрытие потенциала, и конечно на то, чтобы явить свое искусство свету! Сейчас мы работаем над новым интересным проектом — проведением Фестиваля при поддержке фонда «Одаренные дети». Надеемся, что откроем новые таланты, обратимся к истокам русской культуры, что и является основой воспитания в человеке чувства любви к Родине и патриотизма.

текст:
Наталья Вагапова
фото:
из личного архива