Светлана Журова: СПОРТ КАК ОСНОВА ЖИЗНИ

Светлана Журова
РЕКЛАМА
LESNOY

В интервью с умницей, красавицей, спортсменкой, политическим деятелем Светланой Журовой мы поговорили не только об олимпийском золоте, допинге, актуальных проблемах в спорте, но и путях их разрешения, в том числе на государственном уровне. Обсудили животрепещущие вопросы воспитания детей, как привить любовь к спорту, чем уникален гольф, а также поговорили на темы женского счастья и красоты!

В вашей семье присутствуют разные виды спорта. Как получился такой интересный разнообразный выбор?

Каждому должно подходить что-то своё. Например, старший сын пробовал много разных видов спорта, не всегда всё получалось. Лучше всего он катался на роликах и коньках. Это доставляло ему удовольствие. Так он начал заниматься конькобежным спортом. Насчёт младшего — Вани — я приняла решение, что по психотипу ему подходят активные виды спорта: самбо и дзюдо. Там есть возможность преодолеть и побороться, что соответствует его взрывному характеру.

Что является мотивацией в спорте для ваших детей: мамина олимпийская медаль или собственные амбиции и стремления?

Пока ребёнок маленький, ему тяжело найти мотивацию. Чаще всего именно родители ставят цели, понимают, зачем детям всё это нужно. В моей истории несмотря на то, что я очень люблю кататься на коньках, мне было тяжело тренироваться, и я не скажу, что всегда мне это очень нравилось.

Тогда что же держит ребёнка в спорте?

Компания, тренер и желание демонстрировать результаты на соревнованиях. Но не у всех может получаться. Например, у Вани не на всех соревнованиях получается побеждать. Но здесь играет моё желание. Его мотивация — радовать маму. Это очень хорошее начало для детей, пока сам ребёнок не войдёт в ритм и уже не сможет жить без движения, спорта. Лагерь, соревнования, сборы — это всё интересно для мальчишек. Если всё правильно преподнесено, ребёнок увлекается, сам того не понимая, и уже не может уйти из спорта, не участвовать в соревнованиях.

Что делать, когда ребёнок не хочет идти на тренировки?

Тут надо преодолеть какой-то момент родительской воли. Если пойти на поводу у ребёнка, то, скорее всего, он закончит этим заниматься. В этот момент вместе с тренером надо найти подходы, нужные слова, чтобы сохранить ребёнка в спорте, если он действительно талантливый. Если же он занимается просто для здоровья, то и мотивация для него не так важна. А если ребёнок ставит амбициозные цели, то нужно быть очень аккуратными, чтобы не перестараться и не отбить охоту навсегда. У любого результата очень важный аспект — нужно много работать. Не все дети готовы работать, поэтому надо совмещать, менять виды деятельности, давать отдыхать вовремя. Иначе ничего не получится.

 Вы строгая мама? Какие у вас методы воспитания?

Я не очень строгая мама, хотя иногда и могу проявить жёсткость в своих решениях, особенно если что-то вредит здоровью детей, их образованию и т.д. Это должно быть у каждого родителя. «Нет» надо уметь сказать так, чтобы ребёнок не обиделся, не подумал, что плохой или что делает что-то не так. Просто есть нюансы, и он должен заниматься тем, что в это время положено делать, даже если не очень хочется. Если родители вовремя не просекают детских манипуляций, то они получают капризного ребёнка.

Как вы ищете компромиссы?

Сложно, но надо чувствовать, где быть помягче, а где проявить чёткость и жёсткость. Лучше не ругаться, а спокойно договариваться, без криков. Для них это ролевая игра. Дети быстро понимают, что надо делать так же, как родители, и берут с нас пример. Поэтому если вы орёте, то и он будет орать. Чувствуйте своего ребёнка, возможно, меньше надо будет проявлять жёсткость. У меня с моими так и есть.

То есть вы с детьми скорее друзья?

Да, важно найти возможность быть другом своему ребёнку, чтобы он тебе все рассказывал. Даже то, что на первый взгляд не должен рассказывать родителям. Старайтесь всё знать первыми. Если вы не умеете общаться, то вы будете крайне удивлены, если будут открываться какие-то секреты. И возможно, секреты откроются слишком поздно и может случится что-то плохое. Будьте открытым и искренним со своими детьми и настаивайте, чтобы ребёнок отвечал взаимностью.

Почему не отправляете детей учиться за границу?

Во-первых, я сильно люблю своих детей и не хочу разлучаться с ними. Есть родители, которые могут себе позволить уехать за детьми, это их право. Я точно никуда не собираюсь, поэтому мои дети здесь и со мной. Не вижу себя живущей за границей. Я провела там много времени: жила, когда тренировалась, ездила на множество сборов и соревнований… это не моё! Мне нравится наше образование, например. Я знаю, что они получат здесь то, что им пригодится в жизни.

Во-вторых, очень мало стран, где можно совместить и обучение, и серьёзные занятия, например конькобежным спортом. А старший видит перспективу на ближайшие годы только в спорте. Поэтому лучше тренироваться здесь, в России. Во многих странах нет таких училищ олимпийского резерва по тем видам спорта, по которым, например, занимаются мои дети.

В-третьих, это дорого. И у меня нет финансов, позволяющих отправить детей учиться за границу. Я лучше создам хорошие условия для образования и тренировок в России теми ресурсами, которые у меня есть.

Должен ли ребёнок выбирать, чем он хочет заниматься, или это всё-таки решение родителей — с детства растить чемпиона?

При выборе вида спорта, несомненно, нужно учитывать интересы самого родителя, что он хотел бы видеть. Потом нужно посмотреть, подходит ли этот вид спорта для твоего ребёнка, к чему он больше предрасположен. Ещё важно наладить контакт с тренером. Объяснить, какие цели ставите, и он быстро разберётся, сможет ли ваш ребёнок эти цели выполнить. Оправдаются ли надежды ваши и вашего ребёнка, что он занимается в этом виде спорта. Единственное, есть нюанс — если это платный вид спорта.

А что с ним не так?

Есть амбиции родителей — привести ребёнка в спорт в три года. Поэтому понятно, что тренер захочет, чтобы ему платили деньги, и даже если у ребёнка ничего не получается, возможно, вы даже и не услышите на первом этапе честный ответ от этого тренера. Он признается, что у вашего ребёнка ничего не получится, но впереди целая жизнь, и необязательно быть олимпийским чемпионом. Да, можно быть крепким спортсменом, да и не всем же быть сразу чемпионами и ставить в три года высокие цели. В этом возрасте таких целей даже не надо ставить! Должна быть игра, удовольствие, счастье, ребёнку должно это нравиться. Загонять его в строгие рамки с раннего детства и постоянно требовать — плохо тем, что в переходном возрасте, в 13–14 лет, приходит полное насыщение и пропадёт желание, ребёнок перестанет заниматься. Родительские амбиции должны быть меньше.

Случай с вами — редкость, так как хотели сами заниматься…

Да, родители меня никогда ни к чему не подталкивали, на тренировку не водили, я хотела и бежала туда сама. Но у других детей вокруг меня не всегда так было, их подгоняли родители. Поэтому в этом отношении каждый случай особый, надо уметь чувствовать и понимать. Найдите контакт с тренером, чтобы он был с вами искренним и рассказал правду: у ребёнка что-то получится или лучше ему позаниматься для здоровья, что тоже хорошо и здорово, и такую возможность надо всегда использовать.

В одном интервью вы говорили, что перед большим спортом изначально надо отдавать на танцы и обязательно научить плавать. Какие занятия нужны ребёнку с малых лет?

  1. Да, я абсолютный приверженец раннего плавания. И это первое, чему мама после роддома должна научить ребёнка. Сначала пассивное плавание с помощью родителей или инструктора, дальше есть разные методы и способы, например, когда ребёнок плавает сам в так называемых ушках, которые я использовала для своих мальчиков. Мои дети сами плавали, отталкиваясь от края ванны, без моей помощи и в своё удовольствие.
  2. С трёх лет можно отдавать в танцы или гимнастику. Не на результат, а для понимания, что такое правильные физические упражнения. Это полезно для любого вида спорта, и мальчику, и девочке, чем бы они потом ни занимались. Даже если это будет борьба. Быть растянутым, научиться основам движения — очень полезно любому ребёнку.
  3. Нужно развивать слух у ребёнка, можно дополнительно его отдать на музыку. Конечно, если у ребёнка есть минимальные способности. Сложнее, если ему медведь на ухо наступил. Хотя так бывает редко.
  4. Шахматы, интеллектуальные игры, головоломки очень полезны! Необязательно отдавать в секцию, можно играть дома. Это развивает голову. А как может быть спортсмен без интеллекта? Он ничего не добьётся, не будет чувствовать и понимать технику, анализировать свои ошибки и себя. Если вы хотите видеть в ребёнке будущего чемпиона, он обязан быть достаточно умным, образованным и интеллектуально развитым.
  5. Пассивная гимнастика и массаж. Каждой маме необходимо научиться делать его самой. Это контакт с ребёнком. Далее у него появится потребность в физической активности, которая должна быть у нормального человека. Ребёнок, который бежит от матери в сторону, не должен быть за это наказан. И не надо его подтаскивать за руку, а побежать с ним рядом (разумеется, когда это не опасно для жизни). Одёргивания за излишнюю активность приводят к тому, что ребёнок начинает понимать, что всё, что связано с физической активностью, — это плохо, что он будет наказан. Тем самым мы сами формируем неправильные устойчивые навыки и отторжение того, что заложено в них природой.

Сколько шансов было у вас завоевать свою олимпийскую золотую медаль?

Четыре попытки. Даже, можно сказать, пять. Потому что в 1992 году на Олимпиаде в Альбервиле я была в списках, но в последний момент меня убрали из команды. С четвёртой попытки я завоевала медаль.

Вспомните то чувство, когда выиграли своё олимпийское золото.

Это приятное чувство выполненной задачи, мечта сбылась. Для меня это было по-особенному, потому что я не поняла, что выиграла. Невероятное чувство гордости за всё и за всех: семью, тренера и людей, которые помогали прийти к этой медали. Волнительный трогательный момент, сдержать слёзы крайне сложно. Но я старалась, потому что я на пьедестале, все должны увидеть мою счастливую улыбку. Это фантастическое ощущение, будто ты летишь и наблюдаешь себя со стороны. Лёгкая эйфория, и она сохраняется в твоих воспоминаниях навсегда.

Сейчас ситуация в спорте достаточно сложная в связи с допингом. Как вы можете мотивировать юных спортсменов на высокие результаты за честь страны, если им приходится выступать без флага, гимна и формы?

Ещё ничего не случилось. В частности, на юношеских Олимпийских играх не было никаких проблем, мы выступали под своим флагом и с гимном. Если говорить про будущее, то тоже пока ничего критичного не произошло. У нас есть возможность защитить наши права в судах. Не нужно настраивать детей, что им придётся жить в ситуации, когда они будут стоять перед выбором. Если страну подвергли санкциям, дисквалификации или запрету на флаг и гимн, то спортсмен в индивидуальном порядке всегда может воспользоваться своим правом, не меняя гражданства, приехать на соревнования с разрешения Международной федерации или Международного олимпийского комитета (МОК). В том числе на Олимпийские игры. Даже если какая-нибудь страна запретит ехать на соревнования. МОК, скорее всего, спортсмену поможет, предоставив ему такое право, законное человеческое право. Потому что важно уважать права спортсмена.

Что в данном случае можете пожелать детям, которые только идут в спорт?

Несмотря ни на что стремиться к своим целям! Если у родителей есть опасения насчёт допинговых скандалов, то можно отдать ребёнка в такой вид спорта, где подобных случаев никогда не было. Но сейчас уже все, не только спортсмены, достаточно информированы в вопросе запрещённых препаратов и процедур. Поэтому с этой точки зрения даже к лучшему, что эта ситуация произошла с Россией.

Почему?

Бывало, когда спортсмены по глупости оказывались заложниками допингового скандала, так как не знали правил, норм. Сейчас все начали разбираться, перестали быть безалаберными и стали намного аккуратнее. Результаты от этого не ухудшились, а в ряде видов спорта намного улучшились, например в коньках, фигурном катании.

У многих спортсменов тренировочный день довольно длинный, много тренировок, и возникает проблема с посещением занятий в общеобразовательной школе. Обсуждается ли этот вопрос на государственном уровне?

Зависит от вида спорта. К примеру, у футболистов в ряде спортивных школ действительно открываются специализированные  образовательные учреждения, чтобы ребята могли учиться и тренироваться. У других видов спорта есть отделения в училищах олимпийского резерва, но не во всех субъектах РФ. Есть также спортивные школы, например, «Самбо-70», но транслировать на всю страну их систему пока невозможно. Существуют и спортивные классы, где в более комфортных условиях дети учатся по специальной образовательной программе и целенаправленно тренируются.

Если говорить про государственный уровень, важно создавать условия дистанционных занятий, когда ребёнок уезжает на соревнования, сборы. Доплачивать учителям за внеурочные часы. Делать адаптированные программы и проводить уроки одновременно для нескольких учеников. Нужно создать интерактивную или отдельную школу, которая объединит учителей, которые будут заниматься с детьми-спортсменами. Тогда ребёнок будет достаточно образованным и после спорта сможет построить карьеру в другой области. В фигурном катании, в художественной гимнастике, в хоккее дети проводят очень много времени на тренировках, и времени на обучение остаётся не так много, поэтому было бы оптимальным выходом разработать государственную образовательную программу.

Что важно для ребёнка-спортсмена?

В хорошем смысле одержимость и умение проигрывать. Я страстно любила кататься на коньках с четырёх лет и была готова делать это с утра и до вечера. Многие, кто добился олимпийских высот, очень любили кататься на коньках с самого детства. Это такая особенность, поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал великим спортсменом, то здоровая одержимость просто необходима. Надо разогреть интерес, чтобы, несмотря на трудности и усталость, ребёнок хотел идти тренироваться.

Ещё важно научиться проигрывать, а потом быстро собраться и долго не расстраиваться. Хотя расстраиваться тоже надо, но уметь эту энергию сразу трансформировать в позитив. После глубокого анализа ошибок с тренером, с родителями (если они разбираются в виде спорта) постараться быстро всё исправить. Собственная линия поведения, навыки и умения, которые нарабатываются до определённого возраста, всегда будут преимуществом как в спорте, так и в жизни. С этим багажом намного легче идти к золотой медали, например на Олимпиаде или чемпионате мира и Европы.

Сложный период для любого ребёнка-спортсмена — когда сверстники гуляют, у них влюблённости и другие важные дела, а ты постоянно на тренировке…

В этот момент рядом должны быть родители! Они должны помочь, убедить, поддержать и рассказать по-дружески, что надо больше заниматься спортом. Потому что каждый спортсмен так или иначе проходил период, когда хотел бросить и не заниматься спортом, особенно в детстве. Родители должны уметь наблюдать, например когда у ребёнка травма или он слишком устал. Эти моменты необходимо чётко отслеживать и проводить профилактику, чтобы не случилось необратимого. Надо быть крайне аккуратными, чувствовать ребёнка и вместе с тренером проговаривать все моменты. Чтобы не допускать травм, которые могут привести к тому, что ребёнок закончит спортивную карьеру или станет ненавидеть спорт. Без умения понимать и чувствовать себя не будет результата.

Какая была главная амбиция стать политическим деятелем?

Всё получилось очень плавно. Изначально не было такой амбиции, была особенность. Я вдруг неожиданно, природно, практически без подготовки оказалась неплохим спикером. Это выяснилось, когда я работала директором по работе со спортсменами и послами в заявке Сочи-2014. Здесь я осознала, что могу общаться с большой аудиторией. У меня уже на старте была высокая популярность. Поэтому я избралась в Законодательное собрание Ленинградской области. И как только стала председателем комитета по спорту молодёжи, культуре и взаимодействию со СМИ и общественными организациями, то сразу же разработала закон о социальной поддержке заслуженных тренеров. Потом представители партии «Единая Россия» предложили мне более серьёзно заняться политикой. Я как профессионал в своей отрасли стала полезной, у меня были свои проекты, которые мы реализовывали вместе с партией. Получилось совместить общественную деятельность с политической, и я избралась в Думу. Сейчас ещё вернулась к преподавательской деятельности. Главное — уметь правильно распределять своё свободное время и рабочее.

Ваше хобби — гольф. Почему?

Гольф — фантастическая игра, которая развивает человека физически и интеллектуально. Он всегда уравнивает шансы даже тех, кто не умеет играть. Есть система гандикапов — это оценка уровня твоей игры. Благодаря ей вы можете играть с ребёнком на равных, но притом не поддаваясь ему. Нет подобного вида спорта, где есть такая же возможность. Если только не имитировать максимум усилий, потому что дети физически не могут выиграть у вас. Ты, вкладывая все силы в удар, играешь сам за себя, ребёнок делает то же самое, но у него всегда есть преимущество над взрослым на каждой лунке в несколько ударов. И в конце игры при подсчёте очков может так получиться, что ребёнок у вас выиграет. Гольф — уникальный вид спорта для общения, выявления психологических проблем. Пройдя целый раунд — а это бывает зачастую часов пять, — вы познаёте друг друга, например, я сразу вижу, какие места у ребёнка проблемные. Со взрослыми так же. Можно увидеть характер и понять, будешь иметь с ними дело или нет. В гольфе всегда адреналин, есть возможность повышения собственных амбиций и фантастическое ощущение, что у тебя всегда есть шанс сделать лучше и кардинально изменить игру на следующей лунке. В других видах спорта ты чувствуешь, что стал старше и уже не можешь бегать быстро, как раньше, или лучше играть в футбол или теннис. А вот в гольфе с годами, наоборот, ты, скорее всего, будешь играть лучше. И это поднимает собственную самооценку. Ты всё время борешься с самим собой, со своими страстями, страхами, мыслями. В процессе игры надо всё это откинуть и быть сосредоточенным только на гольфе.

У меня есть ещё одно важное спортивное хобби — это игра в хоккей с шайбой в Лиге женского хоккея. А ещё люблю беговые и горные лыжи.

Что вас мотивирует, когда нет сил и желания что-либо делать?

Я, наверное, уникальная в этом смысле. У меня всегда есть и силы, и желание. Я лучше немного отдохну, но буду понимать, что, сделав паузу, я не потеряла все свои силы. Я научилась слышать свой организм. Поэтому лучше не допускать критического момента, когда тебе ничего не хочется. А потом, я всегда на позитиве — и это мое жизненное кредо. Человек обязательно должен быть весёлым, добрым, относиться ко всему легко, и я стараюсь так жить. Я не знаю, что такое депрессия. Да, мне бывает грустно, как и любому человеку, но чуть-чуть погрустила — и пошла дальше. Надо научиться себя чувствовать и не растерять тонкие настройки, потому что всё может очень быстро уйти и ты станешь закостенелым, а потом попробуй это верни.

Что вас как женщину делает счастливой?

Любовь, когда ты любишь и любят тебя, и конечно, успехи детей. Их спортивные результаты и пятёрки в школе. Мне нравится, когда у меня получается помочь кому-то решить проблему, в этот момент я очень счастлива. И ещё, когда ты идёшь к цели и вдруг получаешь неожиданный и даже отрицательный результат, но он есть. Просто не люблю что-то делать без результата.

А красивой?

Спорт! Он даёт мне внутреннюю энергию, силу. Сейчас я больше занимаюсь спортом, чем 15 лет назад, когда закончила спортивную карьеру. Феноменальный результат, во-первых, я его вижу «на лице», во-вторых, изменилось состояние духа. И как же благодарно мне тело за то, что я даю ему то, что я делала 25 лет в спорте, и оно мне говорит огромное спасибо.

И конечно, позитивное отношение к жизни. Даже если проблема кажется вселенской катастрофой, отношусь к этому легко и стараюсь максимально быстро пережить этот момент. Не переживать тоже нельзя, нужно уметь это делать. Но я всегда стараюсь негативную энергию быстро переработать в позитивную. Это даёт жизненные силы, которые используются в радость, чтобы идти вперёд. Я научилась это делать как в спорте, так и в жизни.

текст:
Виктория Толокова
фото:
Евгений Антонюк
стиль:
Кристина Лисовец-Касап, Еlinaa Elle
макияж и причёска:
Мария Велес, студия стилистов Provans
локация:
Московский городской гольф-клуб
продюсер:
Виктория Толокова