Тайны киновселенной Джоан Роулинг

Тайны киновселенной Джоан Роулинг
РЕКЛАМА
Babyer Magazine

В конце XX века английская писательница Джоан Роулинг, начиная писать книги о скромном мальчике Гарри Поттере, не представляла себе, какой переворот ее романы о становлении подростка произведут не только в книгоиздании, но и в кинематографе. Это сейчас все снова и снова перечитывают книги о приключениях Гарри Поттера и его друзей, горячо спорят о правильности перевода саги на русский язык и спокойно, как должное, воспринимают выставленные на витринах волшебные палочки из шоколада или плюшевую сову Буклю…

Четверть века тому назад такое никто и вообразить не мог. В 1997 году, когда была написана первая книга, подобного фантастического успеха никто не ожидал. Может быть, именно поэтому сумма, за которую писательница продала права на экранизацию первых четырех романов (причём два из них тогда ещё не были закончены), удивляет — всего «каких-то» полтора миллиона долларов. Сравните это с тем, сколько миллионов принесли книги и сколько миллиардов фильмы! Кстати, по контракту Джоан Роулинг получала право решающего голоса во время съемок, а также законное основание для начисления процентов от проката.

А все началось с того, что в 1997 году продюсер Дэвид Хейман стал подумывать об экранизации какой-нибудь интересной детской книги и принялся прощупывать почву, правда, поначалу безуспешно. Например, с писательницей Дианой Джонс договориться ему не удалось. Помогло стечение обстоятельств: как раз в это время вышел «Философский камень», который тут же стал пользоваться огромным успехом. Хейман добился того, что кинокомпания Worner bros обратила самое пристальное внимание на произведение Джоан Роулинг. Так стартовали переговоры между киногигантом, кинопродюсером и писательницей, мгновенно ставшей звездой мирового масштаба.

К самой работе по экранизации первого романа о Гарри Поттере приступили через два года. В начале надо было решить основную задачу — найти исполнителей главных ролей. Писательница настаивала на том, чтобы актерский состав был исключительно британский. На самом деле так и вышло. Даже прямые конкуренты из США Лиэм Эйкен и Антон Ельчин оказались не в состоянии затмить Дэниэла Рэдклиффа, которого отыскали на театральной сцене. Именно его в конце концов и утвердила Роулинг, хотя у мальчика были глаза не такого цвета, как у главного героя книги, причём эта проблема легко решалась при помощи линз. Тем не менее в результате глаза у главного героя так и остались голубыми, а не изумрудными: у Дэниэла обнаружилась аллергия на линзы.

После многочисленных кастингов и кинопроб на три главные роли были отобраны никому не известные актеры, а первым утвержденным профессионалом стал Робби Колтрейн, исполнивший роль Хагрида. Кстати, некоторые актеры оказались на съемочной площадке под нажимом родственников. Знаменитого сэра Ричарда Харриса, первого исполнителя роли Дамблдора, буквально заставила сниматься внучка, которая пригрозила деду, что прервет с ним все контакты, если тот откажется от роли.

Поначалу о своем желании возглавить съемочный процесс заявил Стивен Спилберг. Правда, в его интерпретации это была бы не игровая лента, а анимационная, что в корне расходилось с планами продюсеров. В итоге работать над фильмом предложили американскому режиссеру Крису Коламбусу, создателю кинокартин «Один дома» и «Один дома — 2», умеющему находить общий язык с детьми.

Сценарии ко всем эпизодам «поттерианы» написал Стив Кловз. Стив проделал колоссальную работу, внес огромный вклад в успех экранизации, ему каким-то чудом удалось практически без потерь втиснуть толстенные книги Роулинг в привычный хронометраж киноленты.

Первую картину снимали неподалеку от Лондона, в кафедральных соборах Глостера и Дарема. Именно там расположился Хогвартс, что вызвало недовольство местных жителей. Чтобы не нарушалось трудовое законодательство, дети, как правило, снимались по 9 часов в день. За участие в первом эпизоде исполнитель главной роли получил 150 тысяч долларов. Когда об этом узнали в профсоюзе, гонорары всех без исключения актеров-детей подняли до обычного для подобных проектов уровня, и к концу съемок восьмого фильма Рэдклифф заработал более 25 млн долларов. Картина вышла на экраны в ноябре 2001 года и имела оглушительный успех. Только на прокате в кинотеатрах компания заработала почти миллиард долларов. В первый же день продаж фильма на DVD было реализовано свыше миллиона копий.

Второй эпизод — «Гарри Поттер и Тайная комната» — снимался 10 месяцев и, увы, стал последним фильмом с участием Ричарда Харриса, который не дожил до премьеры (роль Альбуса Дамблдора досталась Майклу Гэмбону). Сборы снова были отменными, хотя по отзывам критиков это не самый лучший фильм «поттерианы» (зато самый любимый у Дэниэла Рэдклиффа).

Тем временем на подходе уже была третья часть — «Гарри Поттер и Узник Азкабана», перед съемками которой случился казус: злоумышленники напали на Хогвартс-экспресс на вокзале Кингс-Кросс. Однако это не помешало режиссеру Альфонсо Куарону, которому по контракту не разрешалось ругаться во время съемок, создать один из лучших фильмов серии, наполненный буйной фантазией и искрометным юмором.

Перед тем, как приступить к работе, Куарон попросил трех ведущих актеров написать рассказ о своем герое. Режиссеру казалась, что так он лучше поймет исполнителей. Уотсон написала целый доклад, Рэдклифф — одну страницу, а Руперт Гринт вообще ничего не написал.
В связи с тем, что актеры подросли, все чаще приходилось применять специальную технику для «очистки лиц». Проще было с семьей Рона, все члены которой по книге были в веснушках. Здесь стоить отметить, что при экранизации романов образ Рона Уизли серьезно пострадал, ведь по книге самый близкий друг Гарри — парень исключительно умный. В кино же часть его характерных черт досталась Гермионе, сам он выглядит недотепой, а близким другом Гарри становится Гермиона.

В «поттериане» множество сказочных, «нарисованных» персонажей, зато летучие мыши в Хогвартсе были настоящими и наводили ужас на молодых актеров, ведь эти существа не поддаются дрессировке. Работу консультанта в проекте выполнял известный иллюзионист Пол Киве. Именно его стараниями на экране появились злобные дементоры — стражи Азкабана, что пришлось очень по душе Куарону. Кстати, над созданием дементоров первоклассные специалисты трудились несколько месяцев.

Характерно, что каждый следующий эпизод выходил мрачнее предыдущего, но именно так и было задумано, ведь «поттериана» — это путешествие из прекрасного детства к безжалостной схватке с Тьмой. Пока Куарон завершал работу над «Узником», Майк Ньюэлл, ранее отказывавшийся от участия в проекте, приступил к работе над «Кубком огня». Очередному режиссеру прекрасно удалось воспроизвести на экране фантазии писательницы. Особенно впечатляющими стали сцены под водой, где в колоссальном резервуаре на полмиллиона литров на главных героев нападают омерзительные твари. Между прочим, Дэниэл Рэдклифф суммарно провел под водой более 40 часов, заболел отитом, и несколько раз ему становилось плохо.

Над визуальными эффектами работали 11 студий, хотя внимательный зритель отметит, что превосходный зеленый лабиринт оказался чуть ли не точной копией лабиринта из фильма «Сияние». Зато искусственный глаз у Брендана Глисона и страшный огнедышащий дракон на турнире Трех Волшебников вышли превосходно. Гигантские шахматы в «Философском камне» выглядели впечатляюще, а для одной из сцен были изготовлены огромные ледяные скульптуры, но под воздействием мощных юпитеров они начали таять, и их пришлось заменить на силиконовые копии. Впервые на экране появился молодой Роберт Паттинсон, исполнивший роль Седрика Диггори. Через три года актер станет суперзвездой благодаря фильму «Сумерки».

Конвейер по производству сказок продолжал работать безостановочно, и еще до премьеры «Кубка» в ноябре 2005 года начались съемки «Ордена Феникса». Правда, вскоре процесс на месяц пришлось приостановить: актеры были заняты учебой и сдачей экзаменов. На этой вынужденной паузе киностудия потеряла пять миллионов долларов.

Съемки проходили не только в Британии, но и в Скандинавии, когда нужно было много снега. Актеры взрослели, однако на сцену поцелуя Поттера и Чанг потребовалось 24 дубля, что очень насмешило всю группу. Кстати, шуточки над поцелуем так всем понравились, что вошли в фильм.

Режиссером шестого фильма — «Гарри Поттер и Принц-полукровка» — стал Дэвид Йейтс, который продолжал снимать «поттериану» до самого финала. К радости зрителей, после долгого перерыва на экран вернулась игра «квиддич». Художник Стюарт Крэйг, воодушевленный «сталинским ампиром» (в особенности стилистикой станции метро «Площадь революции»), добавил некую отстранённость и солидность в концепцию фильма.

Картина триумфально вышла в прокат и собрала около 1 миллиарда долларов, когда началась работа над самой главной, самой мрачной и самой серьезной книгой «Дары смерти». Роулинг решила, что лучше будет разбить сюжет на две серии, и, кстати, именно вторая часть «Даров» имела поистине грандиозный успех.

В финале фильма вопреки ожиданиям зрители не увидели союза Гарри и Гермионы. У них оказались разные семьи, и они повели своих детей учиться в Хогвартс. А куда же ещё?

текст:
Анна Квик
фото:
архивы пресс-служб