Учимся читать быстро
РЕКЛАМА
Babyermagazine

Учимся читать быстро

В многообразии обучающих программ и развивающих занятий родителям порой очень сложно разобраться. В век онлайн-курсов трудно понять, на что потратить драгоценное время ребёнка, чтобы он мог получить практическую пользу и затем выгодно отличаться на высококонкурентном рынке труда. Через Safari, Internet Explorer или Chrome сегодня можно установить на свой компьютер или айпад огромное количество самых разнообразных обучающих программ, среди которых есть и увлекательный букмарклет — программа обучения скорочтению. О его уникальных свойствах стало известно ещё в XIX веке, когда французский врач-офтальмолог Эмиль Жаваль опубликовал результаты своих исследований, в которых отмечалось, что поле зрения человека намного шире, чем принято считать.

Принцип быстрого чтения понятен — быстро читаешь, получаешь бóльший объём информации. Но так ли это? При высокой скорости чтения справляется ли мозг с идентификацией полученной информации? И насколько нам необходим большой объём информации? Попробуем разобраться.

ЧТО ТАКОЕ СКОРОЧТЕНИЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО

Cкорочтение — это навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Тут не совсем уместно слово «читать». Принцип скорочтения — это выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль.
К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности. Можно предположить, что этот навык повлиял на их успехи. Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не всегда подходит. Читая роман, мы скорее учимся анализировать и визуализировать образы и ситуации, погружаться в атмосферу событий, а главная цель техники быстрого чтения — получить знания и усвоить смысл. Людям многих профессий приходится ежедневно обрабатывать большие объёмы текстов. Юристы постоянно работают с кучей всевозможных документов, преподаватели вычитывают рефераты, курсовые работы и дипломы. А студенту филфака с его списком литературы этот навык просто жизненно необходим.
Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию. Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200–400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в три-четыре раза (до 1000 или даже 1700 слов в минуту). Пожалуй, один из самых известных «скорочтецов» — президент США Джон Ф. Кеннеди. По его словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х годов разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для её учебника и школы «динамического чтения»). Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звёзд скорочтения» — Ким Пик, прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8–10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» — читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врождённым пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.

ТЕХНИКИ СКОРОЧТЕНИЯ

Скорочтение — это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала за счёт сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник. Основных принципов скорочтения, благодаря которым достигается бóльший объём прочитанного текста и полученной информации, несколько.
Слежение за текстом — одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают ещё и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.
Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) — метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растёт и скорость смены слов на экране. Один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, — американо-германская технология Spritz. Читая текст по этой умной методике, можно усваивать до 1000 слов в минуту без подготовки, что достигается за счёт полного расслабления при чтении и восприятия специального шрифта, которым представлены слова. Вслед за повышением концентрации внимания заметно улучшается и память. Обладая знанием большого количества информации, можно найти свой ключ к успеху, ведь никогда не знаешь, какие именно знания тебе пригодятся.
Поверхностное чтение — это, по сути, «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов. Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).
Чем больше вы отвлекаетесь от чтения, тем медленнее это делаете. Поэтому важно максимально сконцентрироваться и погрузиться в текст, осмысливать его сразу в момент прочтения. Так информация усвоится полноценнее и быстрее. И конечно, техника скорочтения полностью исключает внутреннее проговаривание текста человеком в процессе чтения. Это привычка многих, и от нее в процессе обучения вам придётся избавиться. Мы читаем дискретно — переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное отнимают у нас ценное время.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Важно помнить, что залог успешного обучения скорочтению, как и любому другому навыку, — это постоянные тренировки. Поэтому чёткий график повторения упражнений просто необходим. Разработчики программы рекомендуют заниматься каждый день по одному часу либо три-четыре раза в неделю по полтора-два часа. Если вас мотивирует дополнительная ответственность, попросите кого-нибудь контролировать процесс обучения. Потому что только регулярно нарабатывая навык и не делая долгих перерывов в обучении, вы увидите результаты — уже через месяц скорость чтения повысится до 300–500 слов в минуту.
«Я окончил курсы скорочтения — нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, — и я прочёл „Войну и мир” за 20 минут. Там что-то про Россию» — такое резюме озвучил Вуди Аллен на вопрос о скорочтении. Принимая во внимание такое высказывание, хочется пожелать вам, чтобы в погоне за новейшими навыками и открытием в себе новых возможностей обучение скорочтению принесло вам значительно больше пользы, чем известному режиссёру.

текст:
Анна Федяева
фото:
архивы пресс-служб