В мире музыки

В мире музыки
РЕКЛАМА
MONE

С самого рождения мы общаемся с малышом с помощью музыки: поём колыбельные, вместе слушаем Моцарта или танцуем под Бейонсе, дарим музыкальные игрушки и включаем приложения на айпаде. Однако музыка — это не только способ успокоить ребёнка или привлечь его внимание, но и важный помощник в полноценном развитии. А ещё это сильная связь с родителями и своей культурой. Если ваша мама пела вам колыбельную в детстве, вы наверняка не раз вспоминали этот момент и чувствовали, как сердце наполняется теплотой.

Самый большой плюс музыкальных занятий в том, что это одна из немногих активностей, которая задействует сразу два полушария мозга. Результаты многих исследований показали, что регулярное прослушивание музыки улучшает восприятие речи, навыки чтения, ускоряет работу мозга и даже влияет на математические способности (например, исследование Института мозга — Brain and Creativity Institute, Южная Калифорния, 2016). А самые элементарные движения под музыку, такие как попытки попасть шагами в ритм или простучать что-то, развивают координацию, мелкую моторику и мышечную память.

«Несомненно, лучше начинать как можно раньше, — рассказывает магистр педагогических наук и основатель образовательного центра Lanote Андрей Липатов. — Музыка сопровождает человека всю его жизнь и влияет на гармоничное развитие личности, укрепление нейронных связей в мозге, на способность сострадать и сопереживать другим. Более того, вокальные навыки заложены в нас самой природой. Поэтому начинайте слушать качественную музыку ещё до рождения ребёнка».

Посмотрите, как чутко отреагирует на звуки музыки малыш, лежащий в колыбели. Скорее всего, он начнёт двигать ручками, словно пытаясь ухватить мелодию за хвост или просто её обнять. Более того, вы можете придумать мелодию или короткую песенку на каждый ежедневный ритуал: купание, кормление, прогулку, время перед сном. Это снизит волнение малыша и даст ему ощущение комфорта и узнаваемости. Вы можете тихонько напевать мелодию или включать её на телефоне — дети отлично запоминают музыку, даже не понимая слов. Главное, чтобы мелодия была простой и спокойной.

Приблизительно в трёхлетнем возрасте интерес к музыке усиливается. Поставьте более активную музыку и предложите ребёнку попрыгать под неё, потанцевать и похлопать в ладоши. Это отлично развивает координацию, связь мозга и мышц, учит малыша контролировать своё тело. И всё это в игровой и весёлой форме. Можно выучить простенькую песенку и петь её вместе. Песни отлично подходят для того, чтобы плавно расширять словарный запас и улучшать разговорные навыки. Ещё можно дать ребёнку тамбурин, шейкер или игрушечный барабан. Пусть он нащупает ритм композиции и попробует его простучать.

«Экспериментируйте! Исследуйте музыкальные предпочтения своего малыша: танцуйте под фанк, засыпайте под босанову, подпевайте Джону Леннону в автомобильном путешествии, — советует Андрей Липатов. — За несколько сотен лет было написано гигантское количество превосходной музыки, поэтому нужно развиваться и слушать разные стили. Но обязательно не забывайте про классику, особенно на начальном этапе».

Помните, что в этом возрасте у ребёнка уже появляются потребности в самореализации и самовыражении, и музыка послужит отличным инструментом, чтобы выразить радость, волнение, недовольство или обиду. У малыша будет больше способов показать вам, как он себя чувствует, помимо слёз или деструктивного поведения.

Не стоит недооценивать и важную социальную составляющую музыки. Пение в группе не только развивает слух и учит детей слышать множество мелодических линий одновременно, но и даёт чувство общности, заставляет детей социализироваться, коммуницировать. И сделать это через песню гораздо проще и интереснее. Если ваш малыш стесняется петь, можно, например, хлопать в ладоши или бить в барабан. Главное здесь — музыкальная активность в группе.

Отдельно стоит отметить, что в раннем возрасте взаимодействие ребёнка с музыкой должно происходить в присутствии взрослого, его поддержке и поощрении. Музыка, как и язык, нуждается в интерактивности. Поэтому «разговаривайте» со своим чадом, реагируйте на его игру или пение и отвечайте музыкой. Выработав у ребёнка позитивное восприятие музыки, вы поспособствуете самостоятельным занятиям в будущем, которые принесут ещё больше пользы.

«Дети всегда копируют взрослых. Если вы хотите что-то воспитать в своем ребёнке, то начните с себя. Попробуйте поиграть на гитаре для себя, пойте под караоке на домашних праздниках или просто сбалансируйте музыкальный и видеоконтент. Очень часто фоном на кухне звучит голос диктора из телевизора или блогера из социальных сетей. Не забывайте об альбомах и концертах, которые несложно найти на просторах интернета. Если музыка не будет безразлична вам, то и малыш потянется к изучению этого искусства».

В возрасте пяти-семи лет можно и нужно начинать полноценные занятия музыкой. Это благотворно влияет на память, концентрацию и на все когнитивные способности ребёнка в целом. Все знаменитые бизнесмены, актёры, спортсмены и учёные не пренебрегали музыкой. Она помогает раскрыть личность ребёнка, даёт ему дополнительный инструмент для самореализации, развивает абстрактное мышление и делает более креативным. Более того, согласно исследованиям, занятия на инструменте делают детей более спокойными и уверенными в себе по сравнению с теми, кто не занимается музыкой. Также те, кто погружён в музыку, отмечают, что воспринимают проблемы менее остро.

«В нашу школу Lanote мы принимаем детей от шести лет. К этому возрасту они уже готовы к серьёзным занятиям, пусть и в слегка игровой форме. В младших классах общеобразовательной школы на хрупкие плечи малыша ложится очень серьёзная нагрузка. Поэтому именно музыка и спорт дают возможность немного расслабиться, перевести дух и снять эмоциональное напряжение».

Если вашему ребёнку уже 10–11 лет, но он никогда не занимался музыкой, то обязательно стоит попробовать! Можно поступить как в государственную школу по сокращённой программе, так и найти частного педагога. Но в этом возрасте ещё есть возможность для быстрого развития. Даже для любительского музыкального исполнения очень важна физическая пластичность мышц рук и спины, которая уходит с годами. Тем более что изучение музыкальной науки очень поможет подростку в формировании структурного мышления, а владение инструментом позволит приобрести уважение среди одноклассников».

Конечно, у родителей сейчас возникнет вопрос — какой же инструмент выбрать. Не торопитесь! Попробуйте как можно больше инструментов, сходите на концерты, посмотрите их в действии. Понравится ли ребёнку звук саксофона? Загорятся ли у него глаза при виде эффектного гитариста или барабанщика?

В первую очередь стоит руководствоваться интересом самого ребёнка. Ведь занятия на нелюбимом инструменте сведут на нет все плюсы музыки. Фортепиано, скрипка, гитара, барабаны, саксофон — всё это прекрасные инструменты. Стоит начать с коротких уроков по 15–40 минут пару раз в неделю. Затем к занятиям на инструменте постепенно добавить изучение сольфеджио и элементарной теории музыки. Такой комплексный подход отлично развивает подвижный интеллект — способность логически мыслить, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта. Всё благодаря тому, что во время исполнения от музыканта требуется одновременно решить сразу несколько задач: прочитать ноты, скоординировать руки, не выбиться из ритма.

«Пожалуйста, всегда помните про баланс. Особенно на стадии музыкальных школ и начала конкуренции. Цель музыкальных занятий — это не победа на конкурсе Петра Ильича Чайковского или гастроли по крупнейшим консерваториям, а развитие вашего ребёнка, формирование хорошего вкуса. И это гораздо важнее. Если во время учёбы у вашего чада обнаружатся большие музыкальные способности, можно попробовать пойти по этому пути, если нет — ничего страшного.

Музыка — это и энергия, которая может нанести сокрушающий удар по личности, если нацеливаться на внимание общественности, телевизионные конкурсы, социальные сети. Если неправильно выбрать тактику или педагога, то ребёнку обеспечена мания величия, стремление добиться цели любой ценой, презрение к окружающим и плохая успеваемость.

Всё-таки процесс занятия музыкой ценен сам по себе, — резюмирует Андрей Липатов. — И с чем большим удовольствием ребёнок будет слушать и играть, тем более качественно он улучшит свою память, внимание, концентрацию, социальные навыки, сможет быстрее выучить новый язык и разовьётся как личность. А в придачу к этому ещё и сыграет вашу любимую песню на день рождения, а может, повзрослев, запишет целый альбом, подарит его вам и скажет: «Мама, папа, большое спасибо за то, что в детстве открыли мне мир музыки! Я буду всегда благодарен вам за это!»

текст:
Арсений Рыков, Андрей Липатов
фото:
Ксения Пальчикова