Детская психология
РЕКЛАМА
Хеликс

В РИТМЕ ЛЕТА

В бешеном ритме жизни больших городов родителям зачастую так сложно бывает создать своим детям свободное детство, в котором присутствует много естественной спонтанной деятельности. Однако не стоит забывать о том, что только через игру и взаимодействие с миром ребёнок познаёт окружающие связи и закономерности, только игра является для него «батарейкой» и надёжным базисом для раскрытия его внутреннего потенциала.

Лето означает, что у нас появляется наконец пространство, свободное от детского сада, школы и работы, свободное от многих «надо» в нашей жизни. Во многом истинная игра вытеснена работой, целями и задачами, ожиданиями результата и жёсткими планами. По правде, игра часто считается чем-то пустым и легкомысленным, и поэтому время для игры заняли более «важные» вещи, которые «должны» быть сделаны.

Ниже вашему вниманию представлен список самых творческих, простых, но в то же время очень полезных и интересных детских активностей в виде игры, которым приятнее всего предаться всей семьёй в жаркий летний денёк!

  1. Вода и всё, что с ней связано, возглавляют хит-парад любимых детских летних игр. И не зря! Ведь стимуляция ощущений, идущих от кожи в мозг, благотворно влияет на нейродинамику головного мозга и на общее развитие в целом. Во время пляжного отдыха предлагать ребёнку как можно больше плавать и взаимодействовать с водой, зарываться в песок и пытаться из него выбраться, выкладывать дорожку из горячих камушков по всему телу, а также ходить и бегать по ним босыми ножками. Не забываем про развитие мелкой моторики, которая положительно влияет на когнитивные функции, интеллектуальное развитие и речь. Для малышей: собирать мелкие камушки или ракушки – и ни в коем случае не всей ладошкой, а пальчиками. Детям постарше можно предложить строить песочные замки или пирамиды из камней разных размеров и форм – играя, ребёнок учится следовать правилам, тренирует концентрацию внимания и усидчивость, развивает координацию и умение выложить последовательный ряд.
  2. Лучшая развивающая среда – это та среда, в которой ребёнок проявляет спонтанную двигательную активность. Желательно, чтобы ребёнок как можно больше где-то лазил, карабкался, балансировал, преодолевал препятствия, кружился, напрягался и расслаблялся, что-то тащил, кидал, бегал и прыгал. Любое утяжелённое действие повышает мышечный тонус, что является залогом хорошего ощущения своего тела. Попросите ребёнка принести вам пару ведёрок с морской водой или песком, повозить коляску с младшим братиком или сестрёнкой, полить цветы из лейки, нажать рычаг водяной колонки на даче – летом на природе всегда огромное количество полезных активностей, которые может осуществить ребёнок. Они вокруг нас – нужно просто оглянуться и внимательно посмотреть по сторонам!
  3. Игра с мячом. Важно, чтобы мячи были разного размера, веса и фактуры. Что получаем помимо весёлого времяпрепровождения? Развитие координации, скорости реакции, улучшение концентрации внимания и умение следить глазами, способность сохранять и контролировать равновесие, думать наперёд и просчитывать варианты исхода событий (долгосрочное планирование). На первый взгляд кажется, что это просто, но на самом деле в процессе бросания и ловли мяча задействована серьёзная работа головного мозга, поэтому данная деятельность прямо показана детям, у которых есть трудности в поведении, речи и обучении.
  4. Рисование без границ. Лето – лучшее время для того, чтобы дать ребёнку полную свободу творческого самовыражения: можно рисовать огромные картины мелками на асфальте или раскрашивать камушки на пляже разноцветными красками, а вместо кистей использовать всё, что душе угодно: собственные пальцы, нос и щёки, веточки с листочками, фрукты или овощи. Необычное рисование, помимо того что действует на нервную систему как естественный релаксант, имеет так называемый ах-эффект, благодаря которому в головном мозге образуется большое количество новых нейронных связей, которые в свою очередь естественным образом пробуждают природный интерес и мотивацию ребёнка к творчеству и познанию.
  5. Агро- и анималотерапия. Поливать помидоры у бабушки на даче или ухаживать за соседской кошкой и одновременно совершенствовать свою эмоционально-волевую сферу и мотивационный настрой? Запросто! Взаимодействие с флорой и фауной воспитывает эмпатию и чувство ответственности, а также развивает социальные, интеллектуальные, эмоциональные и физические навыки посредством взаимодействия с окружающей средой. К тому же этот процесс положительно влияет на процессы становления и развития высших корковых функций: памяти, внимания и мышления. Поэтому, когда ваш ребёнок в очередной раз захочет погладить проходящего мимо щенка или посадить косточку авокадо на подоконнике – поддержите полезную инициативу маленького человека!

«А как же специальные обучающие гаджеты и новомодные развивающие пособия и методики?» – спросят некоторые родители. А они и не понадобятся. Лето на то и лето, чтобы оставить за спиной всё лишнее, взять за руку своего ребёнка и отправиться вместе открывать друг для друга этот потрясающий мир. И с удивлением обнаружить, что для нормального развития ребёнка не нужно ничего особенного. Лишь обеспечить безопасную среду и не мешать: пробовать, допускать ошибки и учиться на них, играть и получать новый опыт, свободный от последствий. В этой безопасной свободе ребёнок и взрослеет. Ведь развитие происходит из точки покоя!

Меседу Булач – психолог, специалист в области детско-родительских отношений и сенсорной интеграции, автор онлайн-клуба поддержки материнства Beside Me, мама сына и дочки.

текст
Меседу Булач
фото
архивы пресс-служб