Век живи — век учись!
Лето – прекрасный повод провести больше времени с семьёй, съездить в гости к дальним родственникам, посетить летние лагеря и завести новые знакомства. Это самое лучшее время для того, чтобы, отложив в сторону школьные учебники, сменить атмосферу и постараться дать ребёнку наконец отдохнуть и восполнить его запас жизненно важной энергии и сил для нового учебного года. Но это вовсе не повод «отключить голову» и предаться бессмысленному времяпрепровождению под предлогом «устал, ничего не надо делать». В последнее время психологи всё чаще сходятся во мнении, что продолжительный летний отдых скорее негативно сказывается на детях. В качестве ключевого вредного фактора выступает непонимание самого ребёнка, как ему учиться летом самостоятельно. Из-за этого теряется ценное время, которое потенциально можно было бы провести с пользой. Потому что наряду с базовыми методами образования – детским садом, школой, университетом, различными институтами образования – обязательным и даже более почитаемым сегодня является самообразование, о котором многие нередко забывают. А зря!
Достижение невероятных, фантастических высот, установка новых мировых рекордов, победы в олимпиадах по математике или литературе, покорение невиданных горизонтов, повышение личной эффективности и сам личностный рост невозможны без дополнительного самообразования. Такого образования, которое направлено на применение полученных теоретических знаний на практике и на усовершенствование этих знаний. Опыт и практика дают человеку не менее важные знания, чем теория. Именно с ними доказываются и обосновываются многие теории и научные факты, с ними базовое знание начинает приобретать красивый облик, и человек, как «коробочка», получает подарочный вид! Разумеется, никто здесь не ставит оценки, не вызывает родителей, не читает лекций, не требует выполнения домашней работы, потому как основным принципом самообразования является только желание самого человека. Вся ответственность за обучение в самообразовании лежит только на нас самих, потому как здесь мы сами решаем, где, когда, чему, как и сколько учиться.
Самообразование можно разделить на два вида: целевое и нецелевое. Первое – в котором вы ищете знания для приобретения и совершенствования необходимых навыков в конкретной области или специальности, второе – когда посредством новых знаний вы удовлетворяете свою любознательность, интерес и тягу к знаниям. На самом деле только ленивый или истинный глупец не подвержены самообразованию, потому что самообразование – это самоопределение. От уровня самообразования зависят интерес к жизни, ваша самооценка и, наконец, просто отношение к самому себе. Оно даёт возможность самореализации, побуждает к возникновению новых чувств, существенно меняет ваше мироощущение, помогает прийти к пониманию себя и окружающего мира.
Об этом все современные родители, конечно же, помнят и давным-давно всё знают. Потому как из своих детей всё больше стремятся вырастить не просто специалистов в какой-либо отрасли, а всесторонне развитых личностей. Поэтому и складывают тайком от своих детей в чемоданы компактные развивающие игры и познавательные увлекательные книги, часть из которых вполне может быть из списка дополнительной литературы, заданной для летнего чтения в школе. И как раз тогда, когда ребёнок проходит первый этап отдыха и ищет развлечений или средства от безделья, этот самый родительский тайник становится настоящей радостью. Чем ещё можно обогатить себя во время путешествий и летнего отдыха, как стать сильнее и интереснее даже для себя самого, мы и попытались разобраться.
Сегодня мы всё чаще встречаем школьников, нацеленных на саморазвитие и уверенных, что лето – прекрасное время для получения новых знаний и нового опыта. Они записываются на летние школы, уезжают в лагеря, которые предоставляют различные акции на несезонный период, и пробуют себя в новых сферах и областях. Некоторые даже находят себе подработку. Многие родители положительно относятся к такому «нововведению» в жизни их ребёнка. Во-первых, это расширяет кругозор, во-вторых, это возможность получения новых полезных знакомств, в-третьих, это дисциплина, в-четвёртых, возможность примерить на себя «шкуру» взрослого и получить понимание того, как и откуда всё-таки берутся деньги. Это позволяет детям преодолеть устойчивые рамки привычного восприятия мира и стать умнее.
Туристические поездки с классом. Если классный руководитель ещё и хороший организатор, то дети могут отправиться под его руководством в поездку по достопримечательностям страны и мира. Это прекрасный способ обеспечить досуг ребёнка во время каникул, при котором работающие родители испытают облегчение. А школьник научится самостоятельности, крепче подружится с одноклассниками, увидит и узнает много нового. Общение со школьными товарищами напоминает о принадлежности к определённому учебному заведению и во время каникул позволяет получше разобраться в ближайшем школьном окружении, узнать о своих одноклассниках много интересного и, может быть, даже с кем-то крепче подружиться, взглянув на него за пределами класса. Такие поездки запоминаются на всю жизнь.
Путешествия с семьёй. Безусловно, это самые ценные минуты, существование которых в жизни работающих родителей и учащихся детей минимально во время учебного года. Мы всегда куда-то спешим, нам некогда разобраться в самих себе, порой даже мы слушаем, но не слышим. А ведь у ребёнка происходит становление личности, и он ежедневно задаётся самыми разными вопросами, которые может постесняться спросить у родителей, или не успеть спросить, или спросить, но не услышать на них исчерпывающий ответ. А на самом деле от того, сколько времени мать уделяет в детстве ребёнку, напрямую зависит его дальнейшее развитие. Если малыша в младенчестве заинтересовать максимально – это станет залогом его интереса к жизни и его любознательности. А это как раз то, чего требует необходимое самообразование уже взрослого и сознательного человека. Любознательному человеку интересно всё новое и неизведанное. Он постоянно преодолевает своё любопытство. Поэтому, конечно, время, проведённое с семьёй на отдыхе, отчасти компенсирует пробелы внимания, многих родителей заставляет лучше понять своих детей. Хотя всё это должно быть в ежедневном рационе вне зависимости от времени года или занятости на работе. Для тех родителей, кто всегда на связи со своим ребёнком и всегда уделяет ему достаточно времени и даже больше, существует множество других задач, которые они ставят перед своими детьми. Так, например, находясь на отдыхе в Европе или где-то на островах Японии, если не пытаться сразу решить все потребности ребёнка, а ему самому предоставить возможность решить их, то можно увидеть, как появляется счастье от добытого собственным трудом сока в ресторане, потому как ежедневное совершенствование иностранных языков и преодоление языкового барьера одна из важных составляющих наших стремлений обучить ребёнка иностранным языкам. А если добавить к этому природную скромность ребёнка, застенчивость или, может быть, даже наличие какого-то комплекса, то это будет ещё и отличным вариантом преодоления себя. Сами же путешествия сближают, важно только не забывать обсуждать всё вместе: что видели, что делали, что слышали и чему удивились.
Посещение музеев. Поинтересуйтесь, куда бы хотел отправиться ваш ребёнок, что посетить. Вариантов интересных мест для посещения очень много, важно и нужно посетить новые, но можно и в очередной раз пройтись по любимым. В каждой стране и в каждом городе есть совершенно уникальные места и музеи, настоящие сокровища, увидеть которые большое счастье. И уж, конечно, если ребёнок рисует, ему будут полезны художественные галереи и музеи живописи, скульптуры, народного творчества, если ребёнок любит читать и любит историю, для него будет много открытий в исторических музеях, домах-квартирах известных людей, ну и у мальчишек всегда вызывает интерес военная и транспортная тематика. Так, можно найти что-то полезное и интересное для каждого и в любой точке мира.
Экскурсии. Поездка по самым интересным местам новой местности – это не только новые впечатления, но и возможность увидеть то, чего в интернете точно не найти. Каждый экскурсовод может рассказать свою уникальную историю, которая впечатлит ребёнка, быть может, больше, чем просто факты истории. Особенно хороши пешие экскурсии, когда, гуляя по городу, можно проложить свой собственный маршрут и найти по дороге то, о чём даже не догадываешься. Только гуляя по улицам, можно погрузиться в атмосферу мест, проникнуться их духом, традициями и видами, что значительно усилит впечатления от поездок и дополнит приобретённые знания. На основе полученных впечатлений можно предложить ребёнку сделать коллаж из фотографий или зарисовки увиденного на экскурсии.
Творческие занятия. На них в течение года остаётся тоже немного времени, и часто сами родители делают их за детей, чтобы дать им отдохнуть или, наоборот, выполнить более важные задания. А ведь творческое развитие личности никто не отменял! Это и выявление скрытых талантов, и определение индивидуализации ребёнка, и, конечно, путь к самореализации. Нельзя забывать о том, что творческие люди видят намного больше обычных за счёт воображения, эмоций, способности мечтать. Всё это может занять немного больше времени, чем решить задачу или доказать теорему, но и для творческого процесса тоже должно быть время. Девочкам можно предложить пяльцы, нитки, схемы вышивок, кисти и краски, а мальчикам – не собранный в течение года конструктор или фотоаппарат. Все эти занятия развивают мелкую моторику, укрепляют нервную, мышечную и зрительную системы, а кроме этого, просто всегда интересны, как любое новое занятие.
Просмотр интересных фильмов, походы в театр. Хорошая коллекция старых детских фильмов отечественного или зарубежного кинематографа будет полезна детям в их развитии. Особенно красивые детские истории, герои которых могут стать хорошим примеров для детей. Обычно такие фильмы учат сопереживанию, любви, доброте, заботе о ближних, прививают ценность дружбы. Хорошие исторические, документальные и биографические фильмы развивают, обогащают, дополняют уже имеющиеся знания ребёнка о чём-либо. За короткий промежуток времени, которое идёт кино, ребёнок увидит множество разных образов, которые помогут ему лучше понять и познать окружающий мир. Походы в театр приобщают к культурным ценностям, ребёнок развивается музыкально, у него развивается воображение, способность к словотворчеству, увеличивается словарный запас. Театральные постановки для самых маленьких основаны на знакомых детям по книгам или из рассказов родителей сюжетам, многие из которых они готовы смотреть бесконечно, именно за счёт театрализованного представления, ярких, красивых костюмов, музыкальности и хореографической составляющей постановок. За счёт всего этого детям даже бывает проще понять основной смысл истории. Театр, безусловно, лучшая школа жизни для детей, наглядный источник информации о мире и жизни, заставляющий думать, анализировать и испытывать самые настоящие эмоции. Благодаря его познавательной и воспитательной функции ребёнка можно приобщить к искусству. Многие педагоги и психологи говорят, что чем раньше родители начнут водить своих детей в театр, тем лучше это скажется на развитии детей.
Общение со старшими товарищами. Конечно, когда, как не летом, можно пообщаться с друзьями, которых в течение учебного года редко видел: учёба, тренировки, репетиторы, даже просто позвонить и поболтать до ночи «о самом важном» времени за весь год нашлось немного. А теперь впереди все каникулы, и можно пройтись по всему списку телефонной книжки. И вот здесь особую пользу принесут встречи со старшими товарищами, которые являются авторитетом и помогут в решении трудных вопросов и проблем. Можно даже просто случайно познакомиться с человеком намного старше и провести с ним время в общении, как с раскрытой книгой. Иногда встречаешь человека и удивляешься тому, как много он знает, он как целая энциклопедия, которую можно изучать бесконечно. Для таких людей знаний всегда мало, их всегда не хватает. И они готовы поделиться этими знаниями с другими.
Кроме простой потребности в знаниях многие находят в самообразовании душевный комфорт и спокойствие, гармонию внутри себя. У многих проявляется склонность к созиданию и анализу жизненных ситуаций, к творчеству, появляется смысл жизни и нередко находится новое хобби или «дело всей жизни», таким образом, самообразование становится самоопределением. Оно формирует внутренний мир человека, адаптирует его в социуме, помогая максимально и всесторонне раскрыть его навыки и умения. Разумеется, оно не может быть альтернативой базовому образованию, оно просто является его неотъемлемым дополнением.
Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы каникулы прошли для их ребёнка с максимальной пользой. Как с толком организовать отдых школьника во время каникул? Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением долгожданного отдыха? Необходимо правильно организовать его. Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт каникулы, как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти. От того, насколько продуктивным будет детский отдых в период каникул, зависит состояние здоровья ученика и его позитивный настрой на дальнейшую учёбу. Посодействуйте отличному времяпрепровождению школьника на каникулах и вскоре увидите, как он, довольный и бодрый, будет радовать вас новыми успехами.
текст
Юлия Кобелева
фото
архивы пресс-служб